Драган Станич о значении исторического опыта, мудрости и мужества
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 03/2025 |
Страницы | 9-14 |
Интервью с Драганом Станичем, поэтом, литературным критиком, драматургом, историком литературы, профессором университета и президентом «Матицы Сербской»
Драган Станич (псевдоним — Иван Негришорац) родился 31 мая 1956 г. в городском поселке Трстеник.
В1984–1985 годах преподавал сербский язык в университете Анн-Арбор (США).
В 1986–1988 годах работал драматургом в драматической программе «Радио Нови Сад», в 1988–1995 годах — ассистентом на философском факультете в Нише.
В период с 1997 по 2004 г. преподавал на философском факультете в НовиСаде, где он был избран на все должности от ассистента до профессора. В 1995–2004 годах являлся секретарем «Матицы Сербской». В 2004–2012 годах трудился главным редактором «Хроники Матицы Сербской».
С 2012 г. по настоящее время — президент «Матицы Сербской». Член Общества писателей Воеводины, Общества писателей Нови-Сада, почетный член Общества словацких писателей.
В январе 2022 г. был избран иностранным членом Академии наук и искусств Республики Сербской.
— Господин Станич, для начала расскажите немного о себе.
— Мой жизненный путь отмечен стремлением сохранить оба измерения своей деятельности — как литературно-художественное, так и литературно-научное. В этом смысле в сербской культуре я принадлежу к узкому кругу ярко выраженных «двоедушных людей», как их называл великий рассказчик, прозаик и историк литературы Милорад Павич. Павич был моим профессором на философском факультете в Нови-Саде, а также моим любимым писателем, чьи произведения и особенности восприятия в мире я изучал с удовольствием. Как писатель я создал поэтическое произведение, получившее большое признание в сербской критике, и мои произведения были переведены на несколько иностранных языков, в том числе на русский, но меньшая их часть. Как критик я интерпретировал современную сербскую литературу, особенно работая в области теоретического анализа сербской литературы XX в., а также всей культурной системы, на которой она основана. Я также писал пьесы, у меня есть опубликованный роман, и я особенно склонен к эссе и культурным дискуссиям. Меня больше всего интересовали те литературные и художественные произведения, которые несли в себе отчетливые авангардные, неоавангардные и постмодернистские новаторства, а также произведения, которые были способны установить глубокую связь с основой сербской культуры и прежде всего с ее христианской, православной духовностью.
Из-за этой двойственности моей чувствительности я с начала 1990-х годов называю свою поэтику исихастическим постмодернизмом, и внутреннее противоречие этой синтагмы наложило отпечаток на мое самоназвание: мое гражданское имя — Драган Станич, но в начале 1980-х годов, еще во времена господства коммунистической идеологии, я решил публиковаться под псевдонимом Иван Негришорац. Полагаю, что это определение исихастского постмодернизма останется для меня обязательным до последних мгновений моей жизни. Чаще всего я представлял свои творческие результаты в летописи «Матицы Сербской», одном из двух старейших литературных и научных журналов в мире: этот журнал издается с 1824 г. и, с вынужденными перерывами, вызванными исключительно внешними причинами, выполняет свою драгоценную культурную миссию уже более двух веков. Я являюсь ассоциированным членом организации «Матица Сербская» с 1983 г., был секретарем этого учреждения с 1995 по 2004 г., главным редактором журнала «Хроники Матицы Сербской » с 2004 по 2012 г., председателем редколлегии «Сербской энциклопедии» с 2008 г. и президентом организации «Матица Сербская» с 2012 г. Я проработал в университете почти всю свою трудовую жизнь и избирался на все должности на философском факультете в Нови-Саде, где и вышел на пенсию. Несмотря на преклонный возраст, я все еще считаю себя многообещающим творцом.