Встреча Никиты Михалкова, Момо Капора и Достоевского
Аннотация
В данной статье сделан акцент на глубоком культурном и историческом значении встречи между сербским писателем Момо Капором и российским режиссером Никитой Михалковым в контексте сложных событий 1990-х годов. Основная мысль заключается в том, что не только физическая встреча между людьми важна, но и эмоциональное и моральное единство, особенно в жизненно трудные моменты. Автор демонстрирует, как встреча двух патриотов на фоне военных конфликтов и пропаганды оказала значительное влияние на восприятие идентичности славян и их отношений с Западом. Контекст размышлений охватывает историческую обстановку Сербии в 90-х годах, когда страна испытывала жестокие нападения со стороны иностранных держав, что отразилось на национальной самосознательности и патриотизме. Сербия в этот период находит поддержку в России, что подчеркивает важность культурных и исторических связей между славянскими народами. Михалков, достигший мирового признания, использует свою платформу для выражения солидарности с сербским народом и стремления объяснить культурные различия, на которых базируется восприятие различных народов. Ключевым моментом является мысль о том, что встреча двух культур — это не только физическое действие, но и символ глубокой духовной связи, которая помогает преодолевать трудности и одолеть негативное влияние извне. Представление о том, что «случай — это псевдоним Бога», подчеркивает веру в судьбоносность их встречи и необходимость понимать, кто мы есть как народ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2025 |
Страницы | 42-44 |
УДК | 316.7 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2025-1-2-42-44 |
В сербском языке слово «счастье» имеет второе значение — «встреча». Не важны обстоятельства, при которых происходит встреча, важно, кто встречается. Даже в самые трудные и мрачные моменты дорогой человек, которого вы встречаете, приносит теплоту и счастье. В 1990-х годах Сербия подверглась жестокому нападению, сначала средствами массовой информации из жертвы сделали палача, а затем и с оружием — глобалистами во главе с Соединенными Штатами Америки. В те самые трудные для сербского народа моменты единственная поддержка исходила с востока, из России. Сама в беде, матушка-Россия давала все что могла и как могла. Было много добровольцев, которые сражались на стороне сербов, но было также много интеллектуалов и патриотов, которые пришли оказать моральную поддержку. Режиссер Никита Михалков в момент своей мировой славы приехал в Белград и встретил там известного сербского писателя и художника Момо Капора. Оба великих патриота сразу узнали друг друга. Поскольку мы, сербы, не верим в случайность, потому что случай — это псевдоним Бога, мы считаем, что истина, которую они узнали с помощью Достоевского, была необходима для этой встречи. Их темой была разница между нами, славянами, и западными людьми. Почему?! Отвечая на этот вопрос, мы получаем ответы на многие вопросы, которые нас беспокоят. Так, Никита Михалков решил приехать в Сербию, когда был на пике своей карьеры, в тот момент, когда получил «Золотого льва» в 1991 году в Венеции и «Оскар» за лучший зарубежный фильм «Утомленные солнцем» в 1995 году. Его желание поддержать сербский народ в тот момент было высоко оценено и с благодарностью принято в Сербии. Их встреча была отмечена большим желанием объяснить разницу между нами, славянами, и западными людьми... Это различие имеет решающее значение для понимания нашей собственной позиции, когда на нас нападают ложью и когда мы лишены возможности защитить себя. Разговор, который длился всю ночь, как говорил Капор, закончился упоминанием Достоевского. А кто лучше и точнее определит человека, чем гениальный Достоевский?
Никита Михалков обратился к своему новому сербскому другу:
«Вы заметили, что нет американского фильма, в котором бы не погибло хотя бы сто человек, кто-то их расстрелял, они взлетели в воздух вместе с машиной. Никому не жаль этих людей, никто не знает, кто их мать или есть ли у них сестра. Не заботят их имена. Все умирают, как будто это вообще не имеет значения. А 150 лет назад студент в Петрограде убил женщину, и об этом написал книгу один писатель, а потом напишутся диссертации о том, имел ли студент право убить женщину или нет. Именно в этом разница между нами и ними. Запад думает, как жить, а мы думаем, ради чего живем».
Слова, которые Момо Капор услышал той ночью от своего нового друга Никиты, произвели на него сильное впечатление. И это был второй русский, который сильно изменил его жизнь. Первая встреча произошла 13 апреля 1943 г., когда Капору было всего четыре года. Она произошла 44 Сербско-российский научный журнал РУБРИКА во время бомбардировки Сараева (Момо Капор родился 8 апреля 1937 г. в Сараеве). Фашистская Германия бомбила Сараево, а его мать, бабушка и другие родственники спрятались в подвале дома. Бомба, к сожалению, попала в тот дом, все погибли, кроме маленького Момо.