Государство как субъект конституционных правоотношений
Аннотация
В статье рассматривается статус государства как субъекта конституционных правоотношений. Путем сравнительно-правового анализа рассматриваются особенности закрепления статуса государства в различных юрисдикциях и в различных исторических условиях. Автор обращает внимание, что в сложных исторических условиях (пандемия, военные действия и пр.) государство может временно отходить от реализации принципов правового государства. Автор приходит к выводу, что государство является ключевым субъектом конституционных правоотношений, при этом оно ограничено в своей деятельности принципами правового государства. Его правовая характеристика и границы реализации полномочий определяются конституцией и действующим законодательством. Его дальнейшее развитие как правового определено историческими условиями, включая уровень экономического и правового развития, а также геополитической ситуацией в мире.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
| Страницы | 22-25 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-22-25 |
Конституционные правоотношения — это особый вид правоотношений, складывающийся между субъектами по вопросам организации публичной власти в целях построения правового государства, признания человека, его прав и законных интересов высшей ценностью. По общему правилу, в качестве субъектов правоотношений определены субъекты, на которых правовые нормы соответствующей отрасли права возлагают обязанности и предоставляют права. Конституционные правоотношения отличаются разнообразным составом субъектов, особое место среди которых занимает государство.
Понятие государства традиционно признается полисемантичным, в советской юриспруденции оно чаще всего определялось через власть, однако в современных условиях с учетом изменившихся общественных отношений и требований общества к современному государству формируются новые подходы. В том числе как к субъекту политической системы общества, пределы правоспособности которого в правоотношениях определяются совокупностью прав и обязанностей, закрепленных за конкретным государственным органом, и ограничены специфическими целями и задачами, которые стоят перед Российской Федерацией, а также единственным полноправным собственником и единственным полноценным субъектом права.
Государство — это сложный субъект конституционных правоотношений, признается многими юрисдикциями. В Германии и России — это не только государство как таковое, но и субъекты Федерации, которые наделены собственными полномочиями. В Конституции РФ и Основном законе ФРГ правовое положение субъектов Федерации нашло отражение в конституции. В Германии полномочия Федерации и земель рассматриваются как исключительные (ст. 73 Основного закона ФРГ) и конкурирующие (ст. 74 Основного закона ФРГ), при этом исключительные полномочия могут по решению Федерации регулироваться землями (ст. 71 Основного закона ФРГ). В Российской Федерации компетенция Федерации и субъектов делится на исключительную сферу деятельности Федерации (ст. 71 Конституции РФ), совместные полномочия Федерации и субъектов (ст. 72 Конституции РФ), а также исключительную компетенцию субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Сравнительно-правовой анализ показал, что Основной закон ФРГ закрепляет значительно более широкий объем полномочий земель в ФРГ, чем субъектов в Российской Федерации.
