Медицинская тайна в Республике Сербия и в Российской Федерации: выборочный сравнительный анализ
Аннотация
Целью настоящего исследования является проведение выборочного анализа законодательства Республики Сербия, регулирующего общественные отношения по поводу медицинской тайны, по сравнению с законодательством Российской Федерации, регулирующим аналогичные отношения. Актуальность темы обусловлена возможностью извлечения положительного опыта правовой регламентации исследуемых правовых форм — правовых отношений, правосубъектных форм и т.д. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу медицинской тайны в Республике Сербия и в Российской Федерации. Предметом исследования является правовой институт медицинской тайны в Республике Сербия по сравнению с аналогичным институтом в Российской Федерации. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования — анализа и синтеза, системно-структурный, формальнологический, аналогии, а также специальные методы — исторический, сравнительного анализа, описательный и иные методы. Правовое регулирование общественных отношений по поводу медицинской тайны гражданина в Республике Сербия, по сравнению с аналогичной категорией в Российской Федерации, имеет отличия, которые можно объяснить особенностями правовых систем обоих государств.
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2025 |
Страницы | 35-41 |
УДК | 340.5 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2025-1-2-35-41 |
Выбор исследования медицинской (врачебной) тайны в Республике Сербия (в дальнейшем по тексту — Сербия) в сравнении с аналогичным институтом в Российской Федерации объясняется наличием исторических, культурных, политико-экономических и иных связей, складывающихся между государствами на протяжении столетий. В науке оценки сотрудничества с Сербией по различным отраслям экономики, права, культуры и т.д. нашли объективное отражение. Обоснованно указывается, что «роль России в истории велика, а связь этих стран и народов долговечна». Отмечается, что «у России есть экономические интересы в этом регионе, но для нее не менее важны и дружеские отношения с сербским народом, являющиеся не меньшей ценностью». З.С. Бочаровой отмечается, что «Сербия является эпицентром нормализации отношений на Западных Балканах, ключом к стабильности и миру в регионе, а также двигателем европейской интеграции всех шести западно-балканских стран». Не менее объективно утверждение о том, что ключевым пунктом российского влияния на Балканах остается только Сербия. Преобладают экономические ресурсы влияния: энергетический транзит, инвестиции, товарооборот, участие российского бизнеса в приватизации В то же время объективно и высказывание о том, что «на протяжении своей истории двусторонние отношения Сербии и России проходили через различные этапы, и их развитие нельзя назвать равномерным» — с учетом сложности российско-сербских отношений в 90-е годы прошлого столетия.
После окончания Второй мировой войны, в период формирования социалистического лагеря, правовые системы обоих государств интегрировались в систему социалистического права, а с распадом социалистического лагеря — дифференцированно. Так, в конце второго тысячелетия в процессе объединения европейских государств в новую международную общность законодателем Республики Сербия был взят ориентир на присоединение к законодательству наднационального объединения — Европейского союза. Законодательство России, с одной стороны, является независимым, самостоятельно сформированным; с другой стороны, содержит в себе определенное число признаков, присущих законодательству Европейского союза, что является первым отличием в правовых системах обоих государств.
В России медицинская тайна регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), иными федеральными законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, в том числе о персональных данных. Частью 1 ст. 13 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что медицинскую тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.
В Сербии институт медицинской тайны проявляется опосредствованно — через нормы иных законов, помимо Закона Сербии от 11 апреля 2019 г. «О здравоохранении», что составляет второе отличие от аналогичного российского института. Указанный закон содержит лишь несколько норм, дающих основание признавать их как регулирующие отношения по поводу медицинской тайны, регулирование основной массы указанных отношений осуществляется путем отсылки к иным законам, в том числе о персональных данных. Закон Сербии «О защите персональных данных», принятый в ноябре 2019 г., воплотил в себя прогрессивные правовые механизмы, способы, методы правового регулирования общественных отношений по поводу персональных данных в Европейском союзе и в дальнейшем законодателем Сербии постоянно подвергался усовершенствованию — исходя из опыта законодателей европейских государств и законодательства Европейского союза.
В Сербии медицинская тайна не получила законодательного закрепления, терминологические аппараты сербских законов, призванных регулировать отношения по поводу медицинской тайны (с учетом ориентированности на право Европейского союза) содержат термины «конфиденциальность», «конфиденциальная информация», а также производные от них термины. Это — третье отличие исследуемых правовых систем относительно медицинской тайны. Как представляется, данное отличие не свидетельствует об отсутствии в Сербии медицинской тайны как правового явления: при различиях в указанных терминах под нею усматривается единая сущность регламентируемого нематериального блага физического лица — информации, подлежащей правовой охране посредством формирования правового режима, исключающего доступ к ней лиц, не указанных в законе. Де-юре в целостном понимании института медицинской тайны в Сербии не существует, поскольку защита медицинской тайны каждого гражданина осуществляется комплексом норм, содержащихся в различных законах, при этом в значительной мере нормами правового института персональных данных. Однако, несмотря на подобную разбросанность норм и на отсутствие соответствующего терминологического аппарата, по их совокупности и их содержанию, по основанию реальной фактической защиты медицинской тайны гражданина Сербии де-факто необходимо признать наличие института медицинской тайны как такового.