Конституционно-правовая природа категории «публично-властный контроль»
Аннотация
Динамично развивающаяся система публичной власти в России сопровождается появлением новых юридических конструкций и категорий, которые формируются и закрепляются в конституционно-правовой доктрине, законодательстве и практике. Одной из таких юридических конструкций является категория «публично-властный контроль», образование которой обусловлено динамичным развитием как доктрины и практики, так и проведением современных конституционных преобразований. Рассмотрены понятие, признаки и правовая основа публично-властного контроля. Показана конституционно-правовая природа такой категории и доказана необходимость концептуального рассмотрения системы публично-властного контроля в широком значении, вбирающем в себя основные его формы (государственный, муниципальный и общественный контроль). Сформулированы предложения и рекомендации, направленные на конституционно-правовое закрепление и осуществление публично-властного контроля органами публичной власти, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными и муниципальными учреждениями, общественными формированиями, гражданами.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
| Страницы | 17-21 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-17-21 |
В развитие проводимых современных конституционных преобразований в Российской Федерации, связанных с установлением единой системы публичной власти и введением новых правовых категорий и терминов, регулярно проводятся государственно-правовые реформы в отдельных сферах (системах). Одной из таких сфер является контрольно-надзорная система, цель реформирования которой заключается в том, чтобы достичь такого уровня организации контроля в различных сферах жизнедеятельности общества, который бы отвечал потребностям динамического развития институтов гражданского общества, формирования и укрепления российской государственности.
Основательные конституционные реформы системы публичной власти в целом и контрольнонадзорной деятельности в частности, как правило, являются стартом в переосмыслении и обновлении конституционно-правовых категорий, конструкций, систем и механизмов, отражающих сущность конституционно-правового развития и трансформацию конституционных ценностей и установок.
Принимая во внимание, что в правовой доктрине отсутствует единообразный подход к определению понятия и сущности публично-властного контроля, по-разному рассматриваются его понятие, система и структура. Поэтому возникает необходимость рассмотрения не только его правовой природы и сущности, но и формирования публично-правового механизма такого контроля, который бы соединил имеющиеся разработки общетеоретических, отраслевых наук (конституционного, муниципального, административного, международного и др. отраслей права) и межотраслевых (публично-правовых) исследований сущности и системы публично-властного контроля, позволил бы выстроить его конституционноправовой механизм реализации.
С учетом пластичности, приоритетности и комплексного характера конституционно-правового регулирования формируемый механизм имеет все основания называться конституционно-правовым, связывающим предмет конституционно-правового, отраслевого и межотраслевого правового регулирования, к чему в последующем автор обратит свой научный интерес.
