Дата публикации: 25.09.2025

Конституционно-правовая природа категории «публично-властный контроль»

Аннотация

Динамично развивающаяся система публичной власти в России сопровождается появлением новых юридических конструкций и категорий, которые формируются и закрепляются в конституционно-правовой доктрине, законодательстве и практике. Одной из таких юридических конструкций является категория «публично-властный контроль», образование которой обусловлено динамичным развитием как доктрины и практики, так и проведением современных конституционных преобразований. Рассмотрены понятие, признаки и правовая основа публично-властного контроля. Показана конституционно-правовая природа такой категории и доказана необходимость концептуального рассмотрения системы публично-властного контроля в широком значении, вбирающем в себя основные его формы (государственный, муниципальный и общественный контроль). Сформулированы предложения и рекомендации, направленные на конституционно-правовое закрепление и осуществление публично-властного контроля органами публичной власти, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными и муниципальными учреждениями, общественными формированиями, гражданами.




В развитие проводимых современных конституционных преобразований в Российской Федерации, связанных с установлением единой системы публичной власти и введением новых правовых категорий и терминов, регулярно проводятся государственно-правовые реформы в отдельных сферах (системах). Одной из таких сфер является контрольно-надзорная система, цель реформирования которой заключается в том, чтобы достичь такого уровня организации контроля в различных сферах жизнедеятельности общества, который бы отвечал потребностям динамического развития институтов гражданского общества, формирования и укрепления российской государственности.

Основательные конституционные реформы системы публичной власти в целом и контрольнонадзорной деятельности в частности, как правило, являются стартом в переосмыслении и обновлении конституционно-правовых категорий, конструкций, систем и механизмов, отражающих сущность конституционно-правового развития и трансформацию конституционных ценностей и установок.

Принимая во внимание, что в правовой доктрине отсутствует единообразный подход к определению понятия и сущности публично-властного контроля, по-разному рассматриваются его понятие, система и структура. Поэтому возникает необходимость рассмотрения не только его правовой природы и сущности, но и формирования публично-правового механизма такого контроля, который бы соединил имеющиеся разработки общетеоретических, отраслевых наук (конституционного, муниципального, административного, международного и др. отраслей права) и межотраслевых (публично-правовых) исследований сущности и системы публично-властного контроля, позволил бы выстроить его конституционноправовой механизм реализации.

С учетом пластичности, приоритетности и комплексного характера конституционно-правового регулирования формируемый механизм имеет все основания называться конституционно-правовым, связывающим предмет конституционно-правового, отраслевого и межотраслевого правового регулирования, к чему в последующем автор обратит свой научный интерес.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Проект законов о поправках к Конституции Российской Федерации: грядет раунд четвертый? / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 1. С. 31–44.
2. Агибалова О.В. Контроль и надзор в системе публичной власти : учебное пособие / О.В. Агибалова. Воронеж : Научная книга, 2024. 166 с.
3. Безруков А.В. Конституционная реформа: основные направления и пути совершенствования конфигурации публичной власти в России / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 3–9.
4. Безруков А.В. Роль конституционной доктрины в формировании конституционно-правовой модели и конструкции механизма реализации публичной власти в России / А.В. Безруков // Современное право. 2025. №. 8. С. 19–24.
5. Безруков А.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Журнал российского права. 2021. № 1. С. 77–88.
6. Бялкина Т.М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы / Т.М. Бялкина // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 69–71.
7. Григорьева Н.В. Показатели результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов / Н.В. Григорьева // Современное право. 2025. № 6. С. 16–18.
8. Должиков А.В. Интенсивность судебного контроля в России / А.В. Должиков // Российская юстиция. 2025. № 6. С. 28–35.
9. Кокотов А.Н. Конституционный Суд России и макроправовое регулирование / А.Н. Кокотов // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 3–7.
10. Конева Н.С. Соотношение доктрины и модели публичной власти: модель как практическое воплощение доктрины / Н.С. Конева // Конституционное и муниципальное право. 2025. № 1. С. 42–45.
11. Пешин Н.Л. Публичный контроль в системе местного самоуправления: основания и особенности / Н.Л. Пешин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2019. Т. 23. № 3. С. 311–332.
12. Побежимова Н.И. Государственный контроль в сфере организации и функционирования публичной власти / Н.И. Побежимова, Н.С. Щербаков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2022. № 2. С. 99–107.
13. Тихомиров Ю.А. Векторы административно-правового регулирования / Ю.А. Тихомиров // Административное право и процесс. 2025. № 7. С. 11–14.
14. Фомичева О.Л. Модель конституционного правопорядка и формирование конструкции механизма его обеспечения / О.Л. Фомичева // Конституционное и муниципальное право. 2025. № 7. С. 10–14.
15. Хобраков Д.Ц. Публично-властный контроль как единая функция государственных органов и органов местного самоуправления / Д.Ц. Хобраков // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2023. № 2. С. 28–33.

Остальные статьи