Границы Сербии защищаются в умах сербского народа
Аннотация
В статье анализируется проблематика «косовского вопроса» Сербии с точки зрения политической теологии. Автор рассматривает ситуацию в Косово и Метохии как краеугольный камень суверенитета Сербского государства. В качестве фактора сохранения суверенитета над южной провинцией страны рассматривается сербское архетипическое мышление, традиционно воспринимающее Косово как «духовную колыбель» народа.
Тип | Статья |
Издание | Сербско-российский научный журнал № 01/2025 |
Страницы | 3-5 |
УДК | 323.2 |
DOI | 10.18572/3034-3798-2025-1-2-3-5 |
Заслуга сербского народа в том, что, несмотря на большие проблемы и агрессивную экспансию Запада, он сохраняет понимание того, что суверенитет государства может быть окончательно разрушен только в умах людей.
Концепция политической теологии Карла Шмидта в XX–XXII вв. стала чрезвычайно популярной благодаря общественному стремлению «расколдовать мир». Не секрет, что в политическом поле основные понятия пришли из теологии. Человек пытается объяснить божественный мир ему понятными категориями, не зря Бог часто изображается как монарх; его наследие называют Царством Небесным, в котором жизнь структурирована и иерархична. Власть на протяжении всей истории человечества носила сакральный характер в глазах народа, а власть имущие воспринимались как священническая каста. В постполитическую эпоху ситуация изменилась, но архетипическое мнение о природе власти и государства все еще сохраняется, даже у «активных участников процесса».
Если источником власти является народ (по аналогии с церковью как собранием верующих, которое уполномочивает наиболее достойных между собой брать на себя священнические и епископские обязанности), то он же является носителем суверенитета государства, т.е. способности государства вести самостоятельную политику. Властитель, в свою очередь, является государственным лидером, в руках которого практически абсолютная власть сосредоточена на неограниченный период. В идеальном государстве такой властитель способен самостоятельно вести как внешнюю, так и внутреннюю политику. Источником такой власти остается народ.
ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА
Современные политические системы одновременно довели данную концепцию до абсурда, когда, с одной стороны, конституционные тезисы признают народ источником власти, а с другой — власть крайне отделена от народа в принципиальных для него решениях и при этом обеспечена абсолютными (как кажется на первый взгляд) полномочиями, но на самом деле — только в определенных секторах.
Сербский вопрос Косово и Метохии, оставаясь главной проблемой суверенитета страны, показывает, что народ пока своей позицией и требованием к власти придерживается убежденности в необходимости защиты провинции как неотъемлемой части государства, в то время как правительство, будучи по своей природе питаемо народом (несмотря на современный крах политических систем), вынуждено, обладая той же «абсолютной» властью, защищать суверенитет в границах, установленных народом.
Другими словами, концепция неспособности отдельного человека, группы людей или так называемых простых людей изменить политическую ситуацию была привита сторонниками разрушения «естественной» (назовем ее так) политической системы ради смены парадигмы мышления народа. Знаменитая поговорка «голосом народа говорит Бог» применительно к политическому богословию может звучать как «голосом народа говорит государство», поскольку народ признает себя носителем суверенитета и источником прав для тех, кого он избрал для защиты своих интересов. Пока люди сохраняют такое архетипическое мышление, отвергая космополитическое, исключающее обычного гражданина из политической жизни, не представляется возможным лишить государство суверенитета.