Поиск баланса конституционных ценностей в системе правосудия: теория и практика
Аннотация
Категория баланса является основополагающей в системе правосудия; именно в процессе разрешения судебных споров преодолеваются находящиеся в их основе противоречия, конфликты, несовпадающие (в том числе противоположные) интересы и обеспечивается поиск путей разрешения коллизий и противоречий, достижение равновесия, баланса между противоречащими правами, ценностями, интересами. Поиск указанного баланса сопрягается со значительными трудностями как процессуально-правового, так и материального, в том числе сущностного, порядка, что во многом связано с отсутствием законодательно установленных, по возможности объективных критериев выявления несовпадающих интересов и достижением их баланса. Выработка соответствующих предложений и рекомендаций должна осуществляться отечественной доктриной на системной основе теории конституционной конфликтологии. Именно в этом русле предлагаются в рамках настоящего исследования некоторые рекомендации, основанные на авторском видении юрисдикционных и правотворческих полномочий суда как основного субъекта разрешения противоречий, поиска и установления баланса интересов в правовой жизни современного общества и государства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конституционное и муниципальное право № 09/2025 |
| Страницы | 7-16 |
| DOI | 10.18572/1812-3767-2025-9-7-16 |
Конституционные характеристики Российской Федерации как демократического правового социального государства с рыночной экономикой (ст. 1, 7, 8 Конституции РФ), в котором обеспечивается экономическая, политическая и социальная солидарность (ст. 75.1 Конституции РФ), предопределяют в качестве одной из ключевых проблему достижения баланса интересов личности, общества и государства, гармонизацию власти, собственности и свободы. В этом находит свое отражение тот очевидный факт, что соотношение основополагающих явлений социально-правовой жизни как взаимосвязанных, взаимозависимых и при этом не совпадающих, нередко конкурирующих, а порой и конфликтующих ценностей составляет основу современного конституционализма.
Очевидным представляется тот факт, что юридически обязывающим будет являться баланс, достигнутый и (или) обеспеченный в режиме возможности применения силы государственного принуждения, поскольку в государственно организованном обществе наличие каких-либо иных альтернативных вариантов обеспечения баланса между критически не совпадающими интересами основных участников взаимодействия (личность, общество и государство) не представляется возможным, а в перспективе — достижимым. В этой ситуации важным представляется вопрос о том, в компетенцию каких органов власти входят поиск и достижение указанного баланса. Очевидно, что первичная балансировка интересов и ценностей, лежащих в основе современного общественного и правового порядка в конкретном государстве, возложена на органы политической власти — парламенты, обеспечивающие политические механизмы балансировки, — путем обсуждений и согласования множества позиций и воль избирателей и формирования на этой основе компромиссного, в значительной степени, пути развития социальноправовых реалий в жизни общества и государства. Между тем совершенно очевидными представляются ситуации, при которых парламент не в силах обеспечить политическую балансировку ценностей и интересов, отличающихся своей динамичностью, зачастую внутренней противоречивостью, а порой и непримиримостью к иным, альтернативным интересам, что, кстати, для политической сферы вполне естественно. Отказ же парламента от разрешения такого рода противоречий, независимо от причин такого отказа (например, обусловленный естественной невозможностью и отсутствием специализированных конституционных инструментов), с неизбежностью будет приводить к их обострению и мультипликации, к возникновению кризисных явлений в этой сфере.
