О порядке взыскания имущественного ущерба, причиненного государству совершением преступления
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы взыскания имущественного вреда, причиненного государству вследствие совершения преступления. Доказывается, что государство, его субъекты и муниципальные образования должны быть легально включены в перечень субъектов, которые могут быть признаны потерпевшим в уголовном деле. При этом в целом ряде случаев имущественный вред государству выступает как объект преступления (например, дела о дискредитации Вооруженных Сил РФ). Взыскание имущественного вреда государством может осуществляться как в рамках уголовного судопроизводства, так и в гражданском процессе.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Уголовное судопроизводство № 04/2025 |
| Страницы | 43-46 |
| DOI | 10.18572/2072-4411-2025-4-43-46 |
Совершением преступления потерпевшему причиняется не только физический вред, но и имущественный. Более того — практически любое преступление всегда сопряжено с имущественным ущербом. Поэтому взыскание имущественного вреда, причиненного субъекту вследствие совершения преступления, — важнейший аспект защиты прав, свобод и законных интересов в нашем государстве.
Правовой статус потерпевшего от совершения преступления регулируется ст. 42 УПК РФ. Закреплено, что потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. В качестве потерпевшего наряду с физическими могут выступать и юридические лица. Это положение закреплено и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Потерпевшим от совершения преступления в целом ряде случаев является государство, его субъекты или муниципальные образования. Отсутствие специального указания на это в законе следует считать существенным пробелом действующего законодательства — причем как права материального, так и процессуального.
Прежде чем исследовать процессуальный статус государства как потерпевшего от совершения преступления, нужно выявить его материально-правовой статус как субъекта уголовного правоотношения. Единый подход по этому вопросу в науке отсутствует.
Мы же констатируем, что государство, во-первых, как законодатель формирует уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы. Во-вторых, государство эти нормы реализует через суд (правосудие по уголовным делам). В-третьих, государство — непосредственный участник уголовного процесса в качестве потерпевшего.
