Значение правовых позиций высших судов для регулирования уголовного процесса
Аннотация
В статье рассматривается значение правовых позиций высших судов Российской Федерации для регулирования уголовного судопроизводства. Автор отмечает важность дифференциации в подходах к названным позициям. На примере Республики Казахстан приводятся аргументы против создания закона об источниках права. В то же время делается вывод о признании нормативных постановлений Конституционного Суда РФ наряду с Конституцией РФ конституционными полноценными источниками уголовно-процессуального права. Подчеркивается важность изучения стратегий судебного толкования и их осмысления.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Уголовное судопроизводство № 04/2025 |
| Страницы | 19-23 |
| DOI | 10.18572/2072-4411-2025-4-19-23 |
В связи с приглашением к дискуссии, полученным от редакционного совета журнала «Уголовное судопроизводство», по вопросу о понятии и месте правовых позиций судов в системе источников уголовно-процессуального права позволим себе высказать некоторые соображения, поясняющие точку зрения автора на затронутые проблемы. В настоящей публикации речь, прежде всего, пойдет о значении позиций высших судов Российской Федерации: Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Сразу отметим, что автор не относит правовые позиции судов к судебным прецедентам, нормативным актам, обязательной преюдиции или судебным решениям.
Нередко в юридической доктрине решения Конституционного Суда РФ, как и решения Верховного Суда РФ, относят к нетипичным источникам права. Здесь мы видим характеристику, основанную на противопоставлении закона и судебной практики (в широком ее понимании).
Е.Н. Минченков обстоятельно разъясняет такой подход: «Закон традиционно считается типичным источником права романо-германской правовой семьи, таким образом, его сравнение с доктриной или судебной практикой позволяет использовать термин «нетипичность» по отношению к последним. В таком случае сущность нетипичного правотворчества – легализация нетипичных источников права для инкорпорирования в отечественную систему правового регулирования».
Отметим, что «типичность» или «атипичность» источников права, прежде всего, зависят от таких факторов, как: 1) принадлежность государства к определенной правовой системе (при этом именно подход к источникам права является одним из критериев разграничения правовых систем); 2) историческая традиция правового регулирования в конкретном государстве; 3) уровень эффективности правового регулирования в конкретный исторический период; 4) политический вектор развития государства. Мы назвали самые существенные (их может быть и больше) причины различий «традиционных» источников права от «нетипичных», чаще всего «новых» источников права.
