Природа Кодекса судейской этики как регулятора поведения судей
Аннотация
В условиях укрепления суверенитета, традиционных российских ценностей мейнстримным направлением совершенствования всех государственных институтов, включая судебные, признается утверждение коллективных ценностей, равенства и справедливости. В сфере правосудия обозначен поворот от либеральных начал к идеям социального процесса, социально ориентированного правосудия. В связи с этим приоритетными становятся этические аспекты судебной деятельности, поднимаются теоретически значимые и практически востребованные вопросы о природе российского Кодекса судейской этики как основного предметно-целевого источника нормативной регламентации судейской этики. Делается вывод, что российский Кодекс судейской этики следует относить к нормативно-обязательному типу источников судейской этики в отличие от этических документов, действующих в ряде европейских стран (например, в Австрии, Англии и Уэльсе, Бельгии, Нидерландах, Франции), которые имеют рекомендательный характер.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Российский судья № 11/2025 |
| Страницы | 45-49 |
| DOI | 10.18572/1812-3791-2025-11-45-49 |
Цивилизационные изменения государственных и общественных институтов, происходящие на теоретико-методологической платформе укрепления суверенитета, традиционных российских ценностей, не могли не отразиться на осмыслении проблем судебной деятельности в нашей стране, которые еще более отчетливо воспринимаются на фоне «глобального ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов».
Российская система правосудия функционирует как часть сложноорганизованной социогосударственной системы, а потому является показателем и результатом «культурно-исторического и правового цивилизованного развития» страны, где мейнстримным направлением признается утверждение коллективных ценностей, равенства и справедливости. Новые теории судебной деятельности, получившие импульс к созданию, разрабатываются как междисциплинарные исследования, все чаще приоритетными становятся те, которые объясняют ее этические и аксиологические аспекты.
Как результат восприятия имеющихся проблем и запросов общества в сфере правосудия Всероссийский съезд судей обозначил поворот от либеральных начал к идеям социального процесса, провозгласил направленность развития судебной системы на социально ориентированное, скорое, доступное и открытое правосудие. В рамках трактовки идей социального процесса, укрепления имиджа суда значительно повысился интерес к судейской этике как регулятору поведения судей.
Такой интерес обусловлен тем, что способами достижения цели справедливого судебного разбирательства являются не только процессуальные, судоустройственные, статусные, материально-технические аспекты организации и деятельности судебной системы, судов, но и высокий морально-нравственный авторитет суда, обеспечивающий доверие граждан к правосудию и закону. Усиление внимания к этическим вопросам связано также с недостаточной степенью теоретической разработанности проблем судейской этики, в частности, отсутствием ясности по вопросу о природе Кодекса судейской этики (далее — Кодекс) как основного предметно-целевого источника (формы) судейской этики. При теоретической неопределенности его роли в регулировании статуса судьи возникают и вполне прикладные, чувствительные для каждого судьи вопросы относительно возможности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в случае нарушения положений Кодекса, обязательности соблюдения принципов и правил Кодекса, определяющих поведение судей в служебной и внеслужебной деятельности.
Судейская этика призвана выполнять регулятивную, перспективно-направляющую роль в современном развитии судебной сферы. Однако важно определить степень и характер регулирующего воздействия Кодекса.
