Дата публикации: 04.12.2025

Организация стажировок адвокатов в странах англо-саксонской правовой семьи

Аннотация

Неакадемическое и неформальное обучение было одним из ключевых аспектов подготовки юристов, по крайней мере, со времен Римской республики. Система ученичества как формы подготовки и обучения специалистов хорошо известна во всем мире. Она берет свое начало в ремесленных гильдиях Средневековья. Ученичество в гильдиях контролировалось группой ремесленников, которые представляли определенное ремесло или направление торговли. Такие гильдии пытались поддерживать стандарты профессии и передавать их своим подмастерьям. В английской системе общего права надзор за юристами-стажерами был важнейшим и в то же время проблемным компонентом юридического образования также со времен Средневековья. В статье рассматриваются практика организации стажировок кандидатов на вступление в адвокатуру и требования к таким стажировкам на примере трех государств англо-саксонской системы права — Великобритании (Англии и Уэльса), Соединенных Штатов Америки и Австралии. Делается вывод о том, что обучение будущих адвокатов на рабочем месте до сих пор является важной составляющей подготовки будущего адвоката к практической деятельности, которая дополняет, а зачастую и заменяет, получение академического юридического образования.




Исторически прохождение претендентом на статус адвоката стажировки у опытного практикующего адвоката с большим стажем являлось неотъемлемой частью подготовки будущего адвоката. Стажер (подмастерье) — это «человек, который обучается ремеслу у квалифицированного работодателя, согласившись работать в течение определенного периода времени за низкую зарплату» (Lexico.com). Слово «подмастерье» (англ. apprentice) берет свое начало в Средневековье и происходит от старофранцузского aprentis от apprendre — «учиться». Действительно, система ученичества как формы подготовки и обучения специалистов хорошо известна во всем мире. Она берет свое начало в ремесленных гильдиях Средневековья (476–1453 гг.). Эти гильдии обладали монополией на торговлю определенным ремеслом в пределах географической зоны, в которой они действовали. Ученичество в гильдиях контролировалось группой ремесленников, которые представляли определенное ремесло или направление торговли. Такие гильдии пытались поддерживать стандарты профессии и передавать их своим подмастерьям. Ученичество сформировало обычай, согласно которому родители отправляли своих детей жить к мастеру и работать у него. Семья подмастерья часто вносила плату за обучение, которое длилось в течение нескольких лет.

Неакадемическое и неформальное обучение было одним из ключевых аспектов подготовки юристов, по крайней мере, со времен Римской республики. Комментируя систему юридического образования в Древнем Риме, Кэтлин Аткинсон подчеркивает, как принцип наблюдения со стороны старшего профессионала узаконивает неформальное обучение: «Но тот вид пристального наблюдения за учебой молодого человека, который описывает нам Цицерон и который, как можно доказать, является типичным, не может считаться “неформальным” без опасности создать ложное впечатление. На самом деле он был превосходно рассчитан на то, чтобы сочетать общую культуру и теоретические рассуждения с зачатками практического опыта».

Более современное определение, которое, возможно, больше соответствует содержанию профессиональных стажировок, предложено Райаном и Унвином, которые описывают стажировки «как структурированную программу профессиональной подготовки, спонсируемую работодателем, сочетающую неполное образование с обучением на рабочем месте и опытом работы и ведущую к получению признанной профессиональной квалификации ремесленного или высшего уровня». Эраут определяет систему стажировок как систему, при которой «молодой ученик... проходит обучение в течение определенного периода времени в обмен на то, что он вносит в деятельность своего работодателя вклад, ценность которого возрастает по мере того, как повышается качество его работы, и он становился способным выполнять более сложные задачи и брать на себя большую ответственность».

Фуллер и Унвин описывают стажировку как путь к «профессиональной идентичности», в ходе которой стажер приобретает специальные навыки и знания для конкретной профессии, но это также и «процесс взросления, [который] позволяет человеку постепенно приобрести навыки поведения и общее понимание, связанные с тем, чтобы стать полезным членом общества и осознать себя».

В английской системе общего права надзор за юристами-стажерами был важнейшим и в то же время проблемным компонентом юридического образования со времен Средневековья. Университетское обучение английскому общему праву стало доступно лишь в XVIII в. До этого времени преобладал «практический подход, основанный на опыте». Центральным элементом в этом подходе являлось обучение на рабочем месте, где проводились инструктаж и контроль деятельности учеников не только старшими юристами, но и судьями.

Список литературы

1. Atkinson, K.M.T. The Education of the Lawyer in Ancient Rome / K.M.T. Atkinson // South African Law Journal. 1970. Vol. 87. P. 31.
2. Baker, J.H. An Introduction to English Legal History / J.H. Baker. 2nd ed. Butterworth, 1979. 138 p.
3. Berger, M.J. A Comparative Study of British Barristers and American Legal Practice and Education / M.J. Berger // Northwestern Journal of International Law & Business. 1983. Vol. 5. P. 540–580.
4. Cowman, K. Apprenticeships in Britain c. 1890–1920. An overview based on contemporary evidence / K. Cowman. London : Skills Funding Agency, 2014. URL: <a href="https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/402423/A" target="_blank">https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/402423/A</a>
5. Eraut, M. (2004) Deconstructing Apprenticeship Learning: what factors affect its Quality? / M. Eraut // New Approaches to Vocational Education in Europe / eds. by R.H. Mulder, P.F.E. Sloane. Oxford, England, Symposium Books, 2004. P. 45.
6. Fuller, A. Change and Continuity in apprenticeship: the resilience of a model of learning / A. Fuller, L. Unwin // Journal of Education and Work. 2009. Vol. 22. Iss. 5. P. 405–416.
7. Holdsworth, W.S., Sir. A History of English Law. Vol. 6. / Sir W.S. Holdsworth. Little Brown, 1924. 481 p.
8. Lamb, A. Lawyers in Australia / A. Lamb, J. Littrich. 2nd ed. Federation Press, 2011. 376 p.
9. Lansdell, G.T. Have We “Pushed the Boat Out Too Far” in Providing Online Practical Legal Training? A Guide to Best Practices for Future Programs / G.T. Lansdell // Legal Education Review. 2009. Vol. 19. 149–169.
10. Lawyers / J. Disney, J. Basten, P. Redmond, S. Ross. 2nd ed. Law Book Co of Australasia, 1986. 944 p.
11. Pearce, D. Harding Australian Law Schools: A Discipline Assessment for the Commonwealth Tertiary Education Commission. In 5 volumes. Vol. 5. A Summary / D. Pearce, E. Campbell, D. Harding // Australian Government Publishing Service, 1987.
12. Rose, J. The Legal Profession in Medieval England: A History of Regulation / J. Rose // Syracuse Law Review. 1998. Vol. 48. P. 1–31.
13. Ryan, P., Unwin, L. Apprenticeship and the British ‘Training Market’ / P. Ryan, L. Unwin // National Institute Economic Review. 2001. Iss. 178. P. 99–114. URL: <a href="https://doi.org/10.1177/002795010117800114" target="_blank">https://doi.org/10.1177/002795010117800114</a>
14. Weisbrot, D. Australian Lawyers / D. Weisbrot. Longman Cheshire, 1990. 298 p.

Остальные статьи