Дата публикации: 04.12.2025

Процессуальный аспект оплаты труда адвокатов, участвующих в производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве по назначению

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье является процессуальный аспект оплаты государством труда адвокатов по назначению в уголовном процессе. В настоящее время считается, что оплате подлежат абсолютно все их действия по уголовному делу в интересах доверителя. В процессе исследования установлено, что при этом не учитывается, во-первых, что оказание квалифицированной юридической помощи доверителю — это процесс исключительно мыслительный, поэтому все вспомогательные, технические действия, такие как печатание, создание в электронном виде процессуальных документов, подача, получение документов и тому подобное — оплате не подлежат. Во-вторых, не подлежат оплате консультации доверителю из-за запрета раскрытия адвокатской тайны, а также действия адвокатов по назначению в интересах доверителя вне рамок предварительного расследования и судебного разбирательства, поскольку их, как совершающихся мысленно, невозможно измерить и зафиксировать во времени. Автор обоснованно пришел к выводу, что единственной единицей учета работы адвокатов по назначению может служить их участие в предварительном расследовании и судебном разбирательстве.




Согласно ст. 48 ч.1 Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации» (далее – № 63-ФЗ), оказание квалифицированной юридической помощи является именно адвокатской деятельностью.

Руководствуясь ст. 50–53 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), любой человек может сам пригласить адвоката для своей защиты. Оплата этой работы производится по соглашению сторон. Если лицо не может оплатить предоставление ему для защиты адвоката или не хочет участия в его защите адвоката, но, согласно закону, адвокат ему положен, то адвокат (защитник) назначается представителями государства – дознавателем, следователем или судом. Оплата работы адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда (далее – адвоката по назначению) производится из государственного бюджета. Государство не может назначить одинаковую плату за работу каждого адвоката по назначению просто потому, что обстоятельства каждого правонарушения отличны друг от друга, различно и количество работы, необходимой для защиты доверителей. Единственно возможным для обеих сторон является, в таком случае, вариант оплаты государством адвокатам по назначению только фактически выполненной и объективно подтвержденной работы.

Надо различать величину оплаты единицы измерения работы адвоката по назначению как материальный аспект вопроса, и определение единицы измерения этой работы как процессуальный аспект вопроса.

Никогда ранее, как, впрочем, и в настоящее время, процессуальный аспект этого вопроса не определялся законом или каким-либо подзаконным актом, регулировался же он исключительно сложившимся правовым обычаем. До 1994 г. материальный аспект вопроса регулировался ведомственными нормативными актами. С 1994 г. по 2000 г. –Положением о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства (утв. письмами Министерства юстиции РФ от 27 января 1994 г. и от 7 апреля 1994 г.), однако решением Верховного Суда РФ от 14 ноября 2000 г. № ГКПИ001038, эти письма признаны незаконными и не подлежащими применению.

Список литературы

1. Богдановский М.А. Порядок оплаты труда адвокатов, участвующих в предварительном расследовании и судебном разбирательстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда / М.А. Богдановский // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 10. С
2. Закомолдин А.В. Квалифицированная юридическая помощь в уголовном процессе России: понятие, содержание и гарантии : автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Закомолдин. Самара, 2007. 21 с.

Остальные статьи