Проблема недостаточности гарантий защиты прав и законных интересов сторон при разрешении споров финансовым уполномоченным
Аннотация
Рассматривается проблема достаточности гарантий защиты прав и законных интересов потребителя финансовых услуг при рассмотрении его требования финансовым уполномоченным. Критикуется запрет на привлечение договорного представителя потребителем финансовых услуг. Обращается внимание как на отступление от принципа равноправия, поскольку юридические лица, участвующие в рассмотрении спора, помощью представителя пользоваться могут, так и на ограничение гарантированного ст. 48 Конституции РФ права на получение квалифицированной юридической помощи. Обозначается идея необходимости проработки системы процессуальных гарантий для сторон при рассмотрении спора финансовым уполномоченным.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Администратор суда № 04/2025 |
| Страницы | 20-24 |
| DOI | 10.18572/2072-3636-2025-4-20-24 |
Основной задачей финансового уполномоченного является разрешение споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, за счет чего обеспечивается оптимизация судебной нагрузки, снижаются издержки сторон и укрепляется доверие к финансовому рынку со стороны граждан. Рассмотрение финансовым уполномоченным требований потребителей финансовых услуг или их правопреемников осуществляется в установленной Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Законом № 123-ФЗ) процессуальной форме, являющейся выражением публично-правовых отношений между финансовым омбудсменом, потребителем и финансовой организацией. Процессуальная форма разрешения финансовым уполномоченным спора должна обеспечивать достижение цели защиты и восстановления прав и законных интересов потребителя финансовых услуг в спорных отношениях, относимых к компетенции омбудсмена, и характеризоваться системой процессуальных гарантий эффективности юрисдикционной деятельности.
При этом, реализуя обязательную и альтернативную по отношению к суду общей юрисдикции компетенцию по разрешению правовых споров, финансовый уполномоченный должен обеспечивать эффективное восстановление прав заинтересованных лиц и защиту их интересов, что предопределяет постановку вопроса о достаточности процессуальных гарантий для сторон спорного правоотношения.
В основе функционирования института финансового уполномоченного в России лежат принципы доступности и безвозмездности, предполагающие возможность удобного и понятного обращения потребителя финансовых услуг к омбудсмену. Для этих целей потребитель использует бумажную форму обращения либо электронную, посредством использования личного кабинета на сайте финансового уполномоченного, ассоциированного с порталом госуслуг. От потребителя не требуется представлять нормативного обоснования своих требований, а также прикладывать какие-либо документы в их подтверждение, в помощь заявителю разработаны стандартизированные формы обращений, ясно прописанные алгоритмы оформления требований, справочник с ответами на часто задаваемые вопросы и чат-бот. Учитывая простоту и пользовательское удобство обращения потребителя к финансовому уполномоченному, Закон № 123-ФЗ ограничивает возможность привлечения представителя для оказания гражданину правовой помощи. В ч. 5 ст. 16 Закона № 123-ФЗ предусмотрено лишь право подачи обращения от имени потребителя его законным представителем. Подача обращения договорным представителем является основанием для отказа в принятии к рассмотрению требования финансовым уполномоченным и исключает возникновение процессуального права на иск. При этом важно понимать, что последующее обращение потребителя в суд возможно лишь в рамках уже заявленных финансовому уполномоченному требований, избрание иного способа защиты или выход за пределы содержащегося в обращении требования свидетельствует о несоблюдении потребителем обязательного досудебного порядка разрешения спора и влечет возвращение искового заявления или оставление уже принятого иска без рассмотрения. В этой связи ошибки, допущенные потребителем при обращении к финансовому уполномоченному, влияют на эффективность защиты его прав, а невозможность участия представителя потребителя приводит к ограничению конституционного права на защиту или вынуждает потребителя получать юридическую помощь неофициально.
