Правовая ретроспектива традиционных российских духовно-нравственных ценностей на примере Номоканона (Кормчей)
Аннотация
Исследована структура Номоканона (Кормчей), объединявшая разные социальные нормы, и сделан вывод о том, что современное стратегическое планирование защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей имеет схожий по природе с Номоканоном (Кормчей) подход. Через него осуществляется поиск релевантных ценностей, подлежащих правовому оформлению, реализации и осмыслению. Данный процесс в статье рассматривается в качестве конституционной аксиологизации.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2025 |
| Страницы | 49-53 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-10-49-53 |
Социальная жизнедеятельность нуждается в нормировании — религиозном, нравственном, правовом, традиционном или ином. Это позволяет развивать одухотворенность, социализацию, правосознание, то есть совершенствоваться естественно в соответствии с духовно-нравственными идеалами любви, милосердия, смирения, терпения и правовыми принципами равенства, справедливости, свободы, солидарности.
До классической немецкой философии такие идеалы и принципы образовывали единое этическое учение. Позднее их разделение под влиянием идей И. Канта, И.Г. Фихте, Л.А. Фейербаха, Ф.В.Й. Шеллинга привело к секуляризации права как внешнего регулятора и приравниванию духовного и нравственного к внутреннему состоянию человека. Понятие «дух» в праве заменено понятием «норма». В энциклопедиях дух — это начало в человеке, представляющее собой религиозно-нравственное сознание, формирующее противоположное материализму мировоззрение. Норма — это правовое начало, представляющее собой обязательный порядок усредненной величины или общепринятый для членов социальной группы стандарт.
Из этого следует, что состояния духовности не бывает без самооценки личности своего поведения сквозь призму сформированных на основе заповедей и нравственности требований совести. Такая оценка, как правило, оканчивается согласием личности со своим поведением или, в противном случае, возникновением чувства вины и раскаяния. Это означает, что духовность предполагает получение положительного или отрицательного опыта из собственного поведения. Вопреки постоянству извлечения духовного опыта, правореализация может заканчиваться формальным исполнением диспозиции нормы права, и вместо длящейся нравственной ответственности за свое поведение в этом случае извлекается лишь механический опыт.
Духовный и поведенческий образы жизни часто отличаются, ведь «природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло». Необязательность духовно-нравственных идеалов по сравнению с правом сейчас угрожает бездуховностью (аморальностью) в сферах развития технологий (злоупотребление репродуктивной медициной, генной инженерией, клонирование, цифровой иммортализм) и личной свободы (правовой фетишизм, содомия, определение личности по формулировкам «оно», «третий пол»).
Вопрос о полной секуляризации права связан с оправданностью отделения права от этики, психологии, религии, что особенно актуально ввиду распространения указанных угроз для естественного и духовного развития человека. Ответ на него не может быть дан вне историко-правового анализа религиозно-нравственно-правовых источников отечественного права. Прежде всего к ним относится Номоканон, или Кормчая книга.
