Дата публикации: 09.10.2025

Роль образовательных заведений Читы в развитии гражданского общества в Забайкальской области в конце XIX века

Аннотация

На основе архивных документов в статье раскрываются: деятельность начальных и средних учебных заведений г. Читы и Читинского округа, их роль в развитии системы народного просвещения и гражданского общества Забайкальской области в конце XIX в. Автором рассмотрены основные аспекты деятельности учебных заведений. В исследовании уделяется внимание вопросу кадрового состава учебно-воспитательного персонала, организации учебно-воспитательной деятельности. Представлены также условия поступления и обучения в учебных заведениях г. Читы. Приведен анализ социального состава учащихся. В статье перечислены казачьи, крестьянские и инородческие училища, функционировавшие в Читинском округе, представлен состав учащихся. Автор раскрывает деятельность начальных училищ для инородцев. Приводится примерное распределение учебных предметов и уроков для учащихся одноклассных и двухклассных училищ, а также основные требования, предъявляемые к учителям.




По состоянию на 1897 г. в городе Чите функционировали Читинская мужская гимназия, Читинская женская гимназия, Читинское ремесленное училище, Читинское городское трехклассное училище, Читинское 1-е приходское училище, Читинское 2-е приходское училище, Читинская воскресная школа.

По решению Государственного Совета от 17 января 1884 г. было принято решение об открытии в Чите среднего общеобразовательного учебного заведения — Читинской мужской гимназии. Открытие самой гимназии состоялось 30 августа 1884 г. в составе приготовительного, 1-го и 2-го классов с пансионом на 40 учеников. К 1 ноября 1896 года гимназия была полностью укомплектована и состояла из приготовительного и восьми классов. Число учащихся достигло 215 человек. В основном учащиеся были родом из Забайкальской области (171 человек). Дети в возрасте от 8 до 10 лет принимались в приготовительный класс, в первый класс — от 10 до 12 лет и т.д.  

Штат преподавателей и других должностных лиц состоял из 20 человек.

Среди учителей 12 человек имели университетское образование, трое — среднее и пять — низшее. Из них один человек выслужил установленный двадцатилетний срок и, поскольку продолжал работать, получал, кроме установленного содержания, пенсию. Директором гимназии был статский советник Николай Михайлович Ганзен. Коллежский советник М.А. Королев исполнял обязанности инспектора. Протоиерей Пет. Полик. Орлов преподавал Закон Божий. Среди учителей древних языков отмечаются надворный советник Г.Г. Алексеев и М.Е. Молчанов. Двое преподавателей, П.О. Онацевич и М.М. Стефаньев, являлись учителями русского и древних языков. Стефаньев, кроме учебной деятельности, также состоял воспитателем в 8-х классах. В штате также были представлены учитель русского языка коллежский советник Н.Г. Сарычев, учитель математики коллежский советник П.И. Габович, учитель немецкого языка коллежский советник Э.И. Эфферт, учитель рисования надворный советник И.И. Иванов, учитель приготовительного класса коллежский асессор М.П. Павлов. Поручик Читинского резервного батальона Н.В. Нестеренко состоял по найму учителем пения. Учителя также выполняли обязанности классных наставников.

Среди других должностных лиц отмечаются воспитатель статский советник И.В. Лебедев, помощник классных наставников коллежский секретарь А.Л. Данилов, штатный врач статский советник А.Г. Цитович, эконом Я.М. Лукин, а также письмоводитель П.И. Макаров. Директор Читинской мужской гимназии Н.М. Ганзен и учитель М.П. Павлов являлись действительными членами Забайкальского областного статистического комитета. Председателем комитета был военный губернатор генерал-майор Евгений Осипович Мациевский. Он внес весомый вклад в развитие Читы и Забайкальской области. Одним из важных вопросов его деятельности являлось дальнейшее развитие системы образования края.  При непосредственном участии Мациевского были открыты женское епархиальное училище, ремесленное училище, Первая Читинская женская гимназия.

Список литературы

1. Букин А.Г. 1891–98. Читинское ремесленное училище императора Николая II / А.Г. Букин // Старая Чита. URL: <a href="https://www.oldchita.org/towns/107-chita/827-1891-98remeslennoe.html" target="_blank">https://www.oldchita.org/towns/107-chita/827-1891-98remeslennoe.html</a> (дата обращения: 05.03.2025).
2. Дылыкова Ц.Д. О преподавании классических языков в Забайкалье в конце XIX — начале XX веков / Ц.Д. Дылыкова // Гуманитарный вектор. 2012. № 3 (31). С. 200–204.
3. Дылыкова Ц.Д. О роли классических гимназий в развитии образования в Забайкальской области во второй половине XIX — начале XX века / Ц.Д. Дылыкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 5. С. 143–148.
4. Жеребцов Г.А. Энциклопедия Забайкалья / Г.А. Жеребцов, Т.А. Константинов. URL: <a href="http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=3075" target="_blank">http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=3075</a> (дата обращения: 21.02.2025).
5. Кондратенко В.А. Становление и развитие женского гимназического образования в г. Чите (1893–1921) / В.А. Кондратенко // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 6. С. 96–108.
6. Памятная книжка Забайкальской области. Ч. 1 / редактор И.А. Меньчуков. Чита : Забайкальский областной статистический комитет, 1897. 368 с.

Остальные статьи