Юридическое значение преамбулы конституции: опыт США, Франции и России
Аннотация
Вопрос о юридической силе преамбулы долгое время остается на периферии науки конституционного права. При этом сама постановка вопроса о правовой природе преамбулы является весьма деликатной задачей, поскольку содержание преамбул многих конституций находится на стыке философии, политики и права. В настоящей статье автором приводятся различные позиции из отечественной, американской и французской наук конституционного права по данному вопросу, а также практика органов конституционного контроля. Автор делает вывод о том, что юридическая сила преамбулы конституции целиком зависит от ее содержания, которое в зависимости от типа правопорядка может существенно различаться.
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2025 |
Страницы | 39-43 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-10-39-43 |
Преамбула является той структурной частью конституции, в содержание которой заложены фундаментальные принципы, руководящие идеи и ценности, оказывающие существенное влияние на все последующие конституционно-правовые нормы. Древнегреческий философ Платон сравнивал преамбулу с «искусной подготовкой», которая способствует пониманию и благосклонному восприятию закона. Преамбула каждой конституции имеет как сходства, так и различия. С этой позиции определенный интерес представляет собой исследование содержания преамбул конституций США, Франции и России при помощи сравнительного метода.
Американская модель. В США наиболее распространена точка зрения, согласно которой преамбула конституции не обладает нормативным характером, но может выступать в качестве инструмента толкования конституции, поскольку именно в преамбуле содержатся положения, указывающие на принципы и ценности, являющиеся фундаментом всей конституции. При этом из ее содержания не могут быть выведены никакие полномочия федерального правительства. Один из отцов-основателей Конституции США Д. Мэдисон отмечал, что указанные в преамбуле цели Конституции являются программой действия для федерального правительства. По мнению Э. Рэндольфа, преамбула нужна для того, чтобы кратко изложить причины, по которым деятельность «федерального Правительства недостаточна для достижения всеобщего счастья» и убежденность в этом факте породила настоящую Конституцию. Как указал Д. Стори, «преамбула является ключом к пониманию замысла создателей конституции». Ее используют в случае возникновения правовой неопределенности или неясности правовых норм, содержащихся «внутри» закона.
Вместе с тем существуют и другие позиции, подчеркивающие важность преамбулы. Так, С. Левинсон отметил, что преамбула является самой важной частью конституции, которую можно сравнить с «воплощением нашего вероучения, подобного гражданской религии Америки». Для судов преамбула открывает путь к пониманию «языка» конституционного документа, его прямого контекста, а для всех остальных субъектов указывает на изложение целей и принципов, лежащих в основе всей конституции.
Американские суды неоднократно подчеркивали, что какие-либо конституционные права либо полномочия не могут вытекать непосредственно из содержания преамбулы. Впервые Верховный суд США сослался на преамбулу Конституции 1787 г. по делу «Чисхолм против Джорджии» при решении вопроса о том, могут ли действия штата быть оспорены в федеральном суде. По его мнению, американский народ, учреждая Конституцию, подчинил штат Джорджия федеральной судебной юрисдикции для достижения шести пространных целей, изложенных в преамбуле, для того, чтобы «создать более совершенный союз, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону...». В деле «Соединенные Штаты против Вердуго-Уркидеса» преамбула была использована для определения границ применимости Конституции США. Таким образом, Верховный суд акцентировал внимание на телеологическом значении преамбулы.