Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства
Аннотация
В работе рассматриваются задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России с учетом роли малого и среднего бизнеса в экономике. Анализируются правовые механизмы обеспечения конкуренции, защиты персональных данных, взаимодействия с самозанятыми, проблемы правоприменительной практики. Приводятся примеры судебных решений по вопросам антимонопольного регулирования и имущественной поддержки субъектов МСП. Отражена необходимость баланса интересов государства и бизнеса, снижения административных барьеров, развития цифровых инструментов контроля. Сформулированы практические рекомендации для предпринимателей, направленные на соблюдение законодательства и снижение правовых рисков.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2025 |
| Страницы | 28-31 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-10-28-31 |
Актуальность исследования обусловлена ключевой ролью предпринимательства в формировании и устойчивом развитии экономики Российской Федерации. Малый и средний бизнес обеспечивает существенную долю занятости, формирует налоговую базу, стимулирует инновации и способствует диверсификации экономической структуры. В этой связи эффективное государственное регулирование выступает не только гарантом соблюдения законности, но и инструментом обеспечения экономической стабильности и конкурентоспособности страны. Судебная практика показывает, что неопределенность правовых норм (размытые правила без условий, из-за которых малый бизнес вступает в разногласия с государственной системой) становится причиной судебных споров между ними. Регулирование предпринимательства должно базироваться на балансе интересов государства и бизнеса, предполагая снижение административных барьеров, применение единых и прозрачных стандартов правоприменения, использование судебной практики как ориентира для корректировки законодательства.
В настоящее время предпринимательский сектор в России выступает одной из основных составляющих экономики, на развитие которой государство возлагает серьезные надежды. С учетом текущей социально-экономической ситуации данная сфера нуждается в эффективном правовом регулировании, которое будет способствовать созданию благоприятных условий для ее развития. Обеспечение здоровой конкуренции является необходимым условием устойчивого развития предпринимательства.
Одним из направлений правового регулирования предпринимательской деятельности является система мер антимонопольного контроля. Поддержание конкурентной среды относится к приоритетным функциям современного государства. В соответствии с п. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации запрещается осуществление экономической деятельности, ведущей к монополизации или недобросовестной конкуренции. Конкуренция рассматривается как фундаментальное явление и двигатель рыночной экономики, поскольку ее наличие побуждает предпринимателей внедрять новые маркетинговые решения, развивать технологии и участвовать в процессах улучшения производства. В связи с этим инструментом обеспечения равных условий на рынке выступает антимонопольное регулирование, правовые основы которого закреплены в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Закон определяет правовые основы предотвращения и пресечения недобросовестной конкуренции, злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентных соглашений. Норма регулирует обеспечение честной конкуренции, что является обязательным для устойчивого развития рыночной экономики. Следовательно, правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности должно быть направлено на минимизацию споров и создание условий для повышения ее результативности. Так, в Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» среди основных стратегических ориентиров названы продуктивные условия труда, успешное развитие предпринимательской деятельности и цифровая трансформация экономики. В Программе фундаментальных исследований на долгосрочную перспективу (2021–2030 гг.), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3684, в качестве приоритетов в области юридических наук выделены «изменение концепции права в условиях цифровой экономики, дальнейшее совершенствование предпринимательского законодательства с учетом положений корпоративного права, нормативное регулирование использования в предпринимательской сфере цифровых платформ и технологий промышленного интернета». Появление искусственного интеллекта и робототехники показало, что регулировать их применение только правовыми средствами невозможно. С 30 мая 2025 г. в России вступили в силу изменения в законодательство о персональных данных. Новые положения усилили ответственность операторов персональных данных. Теперь, помимо административных штрафов, за нарушение установленных требований возможна уголовная ответственность с лишением свободы сроком до восьми лет. Одним из нововведений стало обязательство операторов направлять уведомление в Роскомнадзор о начале сбора и хранения персональных данных до фактического начала их обработки.
