О вопросах организации муниципальной власти в системе публичной власти субъекта Российской Федерации
Аннотация
Исследование муниципальной власти, как нового элемента системы публичной власти в Российской Федерации, сегодня особенно актуально, поскольку ее включение в данную систему произошло сравнительно недавно. Включение поправками в Конституцию РФ муниципальной власти в единую систему публичной власти Российской Федерации требует от законодателя начать нормативную проработку организационных основ осуществления публичной власти, однако муниципальному уровню уделено недостаточно внимания. Это обусловлено тем, что до 2020 года нормативное регулирование вопросов организации и осуществления местного самоуправления осуществлялось обособленно. В данной статье автором рассматриваются содержательные элементы действующего законодательства в области организации и осуществления муниципальной власти в системе публичной власти субъекта РФ, требующие трансформации и проработки со стороны как федерального, так и регионального законодателя.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2025 |
Страницы | 23-27 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2025-10-23-27 |
В соответствии с закрепленными в Конституции РФ принципами «народовластия» муниципальное управление осуществляется через местное самоуправление. Муниципальные образования характеризуются рядом параметров, в число которых включены: характеристики органов власти и принципы их формирования; перечень полномочий и принципы их осуществления; источники осуществления властных полномочий и их ресурсное обеспечение; характеристики объекта реализации властных полномочий и принципы определения его состава; требования к основным нормативным документам, утверждаемым на муниципальном уровне.
В статье 17 Федерального закона (ФЗ) № 131-ФЗ приводится довольно четкий перечень полномочий органов местного самоуправления. Однако анализ содержания муниципального управления позволяет говорить о существовании противоречия в реализации данных полномочий. Это, как нам представляется, обусловлено, во-первых, иерархичной структурой системы публичной власти на муниципальном уровне, а во-вторых, принципом соподчиненности, реализованным в системе муниципальной власти.
Обратимся к первой составляющей. В соответствии со ст. 2 ФЗ № 131-ФЗ, получила свое легальное закрепление уровневая система муниципального управления, согласно которой предусмотрено восемь видов муниципалитетов, отличающихся по своему составу.
Для разных типов муниципальных образований федеральное законодательство предусматривает различную сферу вопросов для решения органами местного самоуправления. Причем, как отмечает Е.С. Шугрина, «разный перечень вопросов местного значения регламентируется разными статьями ФЗ № 131-ФЗ». Так, статья 14 этого закона включает перечень вопросов, которые уполномочены решать городские и сельские поселения. Этот перечень отличается от перечня вопросов для иных видов муниципальных образований (ст. 15–16, ст. 79 ФЗ № 131-ФЗ). Имеют место различия, касающиеся вопросов формирования и определения структуры органов местного самоуправления, а также финансовых взаимоотношений. Аналогичная ситуация наблюдается и в вопросах выбора модели организации органов местного самоуправления, вида избирательной системы, которые зависят от типа муниципального образования. К примеру, для одних типов муниципальных образований предусмотрен сход, а в других — косвенный принцип формирования представительных органов.
При этом Конституцией РФ и ФЗ № 414-ФЗ гарантируются равные права для муниципальных образований на реализацию публичной власти независимо от их территориальных особенностей.