Дата публикации: 09.10.2025

Правовое регулирование территориального общественного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

Аннотация

В начале 1990-х годов в России началось формирование органов территориального общественного самоуправления (далее — ТОС), что способствовало активизации гражданских инициатив, развитию демократического сознания и укреплению веры в возможность демократических преобразований. Создание таких организаций в нашей стране было обусловлено, с одной стороны, резким кризисом, изменением системы управления городским хозяйством и определенным периодом безвластия в период перестройки. С другой стороны, это было связано с демократическими изменениями в обществе и новым отношением властных структур к таким организациям. За годы своего существования данный институт доказал свою эффективность, о чем говорит неуклонный рост количества ТОСов. Вместе с тем существование данного института невозможно без надлежащего правового регулирования на всех уровнях единой системы публичной власти. Настоящая статья посвящена правовому регулированию деятельности ТОС на всех уровнях единой системы публичной власти, а также тем проблемам, которые могут быть устранены в случае внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.




Муниципальная власть является частью единой системы публичной власти, но при этом обладает самостоятельностью и автономией в рамках своих полномочий, определенных законодательством.

Эффективное развитие местного самоуправления в Российской Федерации требует надлежащего правового регулирования. В правовом государстве, каким наша страна провозглашена в Конституции Российской Федерации, все решения и действия органов власти, институтов гражданского общества и граждан должны соответствовать нормам права.

В настоящее время деятельность территориальных органов самоуправления (ТОС) регулируется на федеральном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне установлены основные положения, определяющие правовой статус ТОС. На муниципальном уровне эти положения конкретизируются в уставах и других муниципальных нормативных актах.

На региональном уровне отсутствуют правовые акты, регулирующие правовой статус ТОС. Так, законодательство Оренбургской области предоставляет ТОСам дополнительные гарантии, но не затрагивает их правовой статус.

Следует отметить, что до 2003 г. деятельность ТОС регулировалась Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон устанавливал другую модель регулирования деятельности ТОС, предусматривающую федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования.

Список литературы

1. Бабичев И.В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2 С. 51–57.
2. Кидяев В.Б. Виктор Кидяев: ТОСы — важная часть некоммерческого сектора страны / В.Б. Кидяев // Сайт Общенациональной ассамблеи ТОС. 2024. 11 декабря.
3. Муниципальное право России : учебник / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова [и др.] ; ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Проспект, 2020. 656 с.
4. Раздьяконова Е.В. Территориальное общественное самоуправление как форма непосредственной демократии в местном самоуправлении / Е.В. Раздьяконова // Юридическая наука и практика. 2009. Т. 5. № 2. С. 65–68.
5. Склярова Л. А. Практика организации обратной связи с населением Новопавловского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края / Л. А. Склярова // Cборник материалов IV ежегодной конференции Всероссийского совета местного самоуправления «Мес
6. Шугрина Е. С. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС) : спецдоклад / Е. С. Шугрина, К. А. Иванова. Москва : Проспект, 2018. 160 с.
7. Щепачев В.А. Проблемные вопросы методологии экспертизы проектов правовых актов. Муниципальный аспект / В.А. Щепачев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2011. № 2. С. 12–14.

Остальные статьи