Этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом муниципальной реформы 2025 года
Аннотация
В статье анализируется эволюция института местного самоуправления в современной России. Обосновано, что подробное конституционное регулирование местного самоуправления не гарантирует его быстрого и эффективного развития. Определены основные этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом принятия нового федерального закона о местном самоуправлении.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 10/2025 |
| Страницы | 15-18 |
| DOI | 10.18572/1813-1247-2025-10-15-18 |
После распада СССР правовым основам организации местного самоуправления в России уделяется повышенное внимание. Несмотря на закрепление в начале 1990-х годов в различных нормативных актах (включая Конституцию РФСФР 1978 г.) норм о местном самоуправлении, наиболее важным этапом развития местного самоуправления в России стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей широкие гарантии самостоятельности местного самоуправления. При этом развитие федерального законодательства о местном самоуправлении после принятия новой Конституции не являлось линейным. Так, со времени принятия Конституции 1993 г. подходы к правовому регулированию местного самоуправления не раз подвергались корректировке, а иногда и значительным изменениям.
Безусловно, закрепление в тексте Конституции соответствующих принципов организации муниципальной власти имело свое позитивное влияние, что позволило, не без активной роли Конституционного суда Российской Федерации (далее — Конституционный суд), фактически защитить местное самоуправление от попыток его чрезмерного ограничения и даже ликвидации. Однако, как представляется, широкие конституционные гарантии возымели и своего рода неожиданный обратный эффект.
Стоит отметить, что в период серьезной общественно-политической трансформации обеспечению гарантий местного самоуправления, как правило, не уделяется повышенного внимания. Особенно это касается федеративных и квазифедеративных государств, где на первый план выходят вопросы взаимоотношений центральных и региональных властей. Еще одним немаловажным фактором является то, что в муниципальных правоотношениях крайне важна историческая преемственность. Осуществление муниципальной власти нередко сопряжено с решением повседневных вопросов местного населения, в связи с чем масштабные общественно-политические трансформации в этих конкретных правоотношениях играют не столь значимую роль, как на общенациональном уровне.
В России в период подготовки текста Конституции 1993 г., равно как и сразу после ее принятия, политическое руководство стремилось дистанцироваться от советского опыта организации публичной власти. Признавая очевидное несовершенство советской модели публично-властных отношений, стоит отметить, что в некоторых случаях советский опыт организации власти на местах требовал не коренного слома, а его плавной адаптации к изменившимся реалиям.
Сразу после принятия Конституции 1993 г. реализация конституционных норм на практике столкнулась с заметными трудностями. Это касается как норм главы 8 Конституции, так и норм статьи 12 о самостоятельности местного самоуправления и невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Закрепляя в норме статьи 12 Конституции принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, авторы Конституции стремились подчеркнуть особую природу местных органов власти. Это было важно в контексте предшествующего советского опыта, где была реализована преимущественно государственная теория местного самоуправления, а местные органы власти являлись государственными органами, иерархично встроенными в единую вертикаль государственных органов.
