Дата публикации: 09.10.2025

Этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом муниципальной реформы 2025 года

Аннотация

В статье анализируется эволюция института местного самоуправления в современной России. Обосновано, что подробное конституционное регулирование местного самоуправления не гарантирует его быстрого и эффективного развития. Определены основные этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом принятия нового федерального закона о местном самоуправлении.




После распада СССР правовым основам организации местного самоуправления в России уделяется повышенное внимание. Несмотря на закрепление в начале 1990-х годов в различных нормативных актах (включая Конституцию РФСФР 1978 г.) норм о местном самоуправлении, наиболее важным этапом развития местного самоуправления в России стало принятие Конституции Российской Федерации 1993 г., закрепившей широкие гарантии самостоятельности местного самоуправления. При этом развитие федерального законодательства о местном самоуправлении после принятия новой Конституции не являлось линейным. Так, со времени принятия Конституции 1993 г. подходы к правовому регулированию местного самоуправления не раз подвергались корректировке, а иногда и значительным изменениям.

Безусловно, закрепление в тексте Конституции соответствующих принципов организации муниципальной власти имело свое позитивное влияние, что позволило, не без активной роли Конституционного суда Российской Федерации (далее — Конституционный суд), фактически защитить местное самоуправление от попыток его чрезмерного ограничения и даже ликвидации. Однако, как представляется, широкие конституционные гарантии возымели и своего рода неожиданный обратный эффект.

Стоит отметить, что в период серьезной общественно-политической трансформации обеспечению гарантий местного самоуправления, как правило, не уделяется повышенного внимания. Особенно это касается федеративных и квазифедеративных государств, где на первый план выходят вопросы взаимоотношений центральных и региональных властей. Еще одним немаловажным фактором является то, что в муниципальных правоотношениях крайне важна историческая преемственность. Осуществление муниципальной власти нередко сопряжено с решением повседневных вопросов местного населения, в связи с чем масштабные общественно-политические трансформации в этих конкретных правоотношениях играют не столь значимую роль, как на общенациональном уровне.

В России в период подготовки текста Конституции 1993 г., равно как и сразу после ее принятия, политическое руководство стремилось дистанцироваться от советского опыта организации публичной власти. Признавая очевидное несовершенство советской модели публично-властных отношений, стоит отметить, что в некоторых случаях советский опыт организации власти на местах требовал не коренного слома, а его плавной адаптации к изменившимся реалиям.

Сразу после принятия Конституции 1993 г. реализация конституционных норм на практике столкнулась с заметными трудностями. Это касается как норм главы 8 Конституции, так и норм статьи 12 о самостоятельности местного самоуправления и невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Закрепляя в норме статьи 12 Конституции принцип невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, авторы Конституции стремились подчеркнуть особую природу местных органов власти. Это было важно в контексте предшествующего советского опыта, где была реализована преимущественно государственная теория местного самоуправления, а местные органы власти являлись государственными органами, иерархично встроенными в единую вертикаль государственных органов.

Список литературы

1. Еремян В.В. Местное управление и местное самоуправление в Латинской Америке : диссертация доктора юридических наук / В.В. Еремян. Москва, 2001. 441 с.
2. Местное самоуправление в Беларуси и зарубежных странах / Г.А. Василевич [и др.] ; под общей редакцией Г.А. Василевича, Г.Г. Куневича. Минск : Право и экономика, 2022. 398 с.
3. Хабриева Т.Я. Современная конституция и местное самоуправление / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2005. № 4(100). С. 10–18.
4. Чихладзе Л.Т. Местное самоуправление в России на распутье: динамика конституционной доктрины и правового регулирования / Л.Т. Чихладзе, А.А. Ларичев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Право. 2020. Т. 11. № 2. С. 273–292. DOI:10.21638/spb
5. Штатина М.А. Местное управление в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция, страны Латинской Америки) / М.А. Штатина. Москва : РУДН, 1994. 46 c.
6. Шугрина Е.С. Органы местного самоуправления: новые подходы к правовому регулированию / Е.С. Шугрина // Lex russica (Русский закон). 2007. № 2(66). С. 245–264.
7. Felleti T.G. Una Teoria Secuencial de La Descentralizacion Argentina y Colombia en Perspectiva Comparadatulia / T.G. Felleti // Desarrollo económico. 2006. Vol. 46. Iss. 183. P. 317–352.

Остальные статьи