Дата публикации: 09.10.2025

Отдельные современные аспекты проблематики местных публичных финансов

Аннотация

В рамках данного исследования рассмотрены отдельные аспекты привлечения граждан к принятию управленческих решений относительно местных финансов; отмечена конкуренция двух ключевых принципов организации публичной власти и публичных финансов — федерализма и принципа единства системы публичной власти.




Публичная власть — местная власть — население: взаимодействие при принятии управленческих решений. Конституционная поправка о единой системе публичной власти и принятый в целях ее исполнения и регуляторного развития Федеральный закон от 20 марта 2025 г. № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (далее — Закон о местном самоуправлении) создали «новый образ» местного самоуправления в России. При этом ученые выражают опасения относительно того, что современные реформы местного самоуправления стали причиной отстраненности населения от осуществления муниципальной власти. В этой связи применительно к финансово-бюджетной сфере позитивным явлением следует признать инициативное бюджетирование, нашедшее отражение в Законе о местном самоуправлении. Отнесение органов местного самоуправления к системе публичной власти не должно способствовать увеличению дистанции между гражданами и властью на локальном уровне. Публичное предназначение средств бюджета обусловливает необходимость привлечения граждан к распоряжению указанными средствами.

Применение практик инициативного бюджетирования на местном уровне власти, c одной стороны, предоставляет возможности для наиболее эффективной реализации одного из конституционных прав граждан Российской Федерации — права участвовать в управлении делами государства — посредством вовлечения граждан в принятие «бюджетных» решений. С другой — выдвижение инициативных проектов становится, по сути, индикатором местных проблем, разрешение которых, по мнению местного населения, необходимо в первоочередном порядке.

Сегодня развитие инициативного бюджетирования является одной из важных задач Министерства финансов Российской Федерации. Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 г. и на плановый период 2026 и 2027 гг. определены задачи по дальнейшему расширению инструментов и подходов к вовлечению граждан в бюджетный процесс, а именно цифровизация практик инициативного бюджетирования, расширение сфер и направлений реализации, типология применяемых практик, включение мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы.

Ввиду высокой значимости данного института как для поддержания диалога населения и публичной власти, так и для обеспечения эффективности бюджетных средств представляется, что процедуры учета мнения граждан при принятии управленческих решений относительно местных финансов посредством осуществления инициативного бюджетирования должны быть урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации в качестве одной из самостоятельных бюджетных процедур.

Субсидиарность при осуществлении публичных функций. Конституционная поправка в части легитимизации публичной власти, безусловно, стала признанием на высшем юридическом уровне сформировавшегося на законодательном, судебном, доктринальном уровнях подхода. При этом движение по пути прогресса требует от государства постоянной готовности и способности видеть за уже проведенными преобразованиями ряд проблем, еще ждущих разрешения, претворять радость успеха в священное чувство беспокойства за еще не сделанные дела. Думается, законодатель в области оформления статуса местного самоуправления и местных финансов с позиций нового конституционно-правового статуса еще стоит в начале пути.

Список литературы

1. Гриценко Е.В. Что же останется от местного самоуправления в единой системе публичной власти? (Проблемы законодательной интерпретации конституционных поправок) / Е.В. Гриценко // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. 50–57.
2. Добрынин Н.М. Конституционный принцип единства публичной власти: к вопросу об эволюции местного самоуправления / Н.М. Добрынин // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 11. С. 13–20.
3. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы / С.С. Зенин // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 12 (169). С. 42–53.
4. Корф С.А. Федерализм / С.А. Корф. 2-е изд., испр. Петроград : Огни, 1917. 109 с.
5. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Ю.А. Крохина. Москва : Норма 2001. 347 с.
6. Рейснер М.А. Государство : пособие к лекциям по общему учению о государстве. В 3 частях. Ч. 2, 3. Государство и общество. Ч. 3. Государственные формы / М.А. Рейснер. Москва : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1912. 290 с.
7. Уваров А.А. О делегировании осуществления публичных дел местного самоуправления населению / А.А. Уваров // Государственная власть и местное самоуправление. 2024. № 12. С. 30–33.

Остальные статьи