Дата публикации: 16.10.2025

Об учете публичного характера аудита в определении правового статуса субъектов аудиторской деятельности

Аннотация

Основной целью института аудита как независимого негосударственного финансового контроля является обеспечение доверия к информации, сформированной участниками экономических отношений. Аудит реализуется в общественном интересе, его цель носит публичный характер, в то же время договор на оказание аудиторских услуг — это гражданско-правовой договор. Заложенный в нормы права дуализм порождает дискуссии о сути аудита и правовом статусе субъектов аудиторской деятельности. Главная задача системы регулирования и контроля — снизить риски искажения информации, чтобы защитить интересы пользователей аудиторских заключений. В статье рассмотрены вопросы соотношения профессионального и предпринимательского элементов в аудите, сформулированы особенности правового статуса субъектов, проанализированы причины формирования сложной системы регулирования аудиторской деятельности, включающей саморегулирование, государственный контроль и особый надзор.




1. Цель аудита и его публичный характер

Аудит нередко понимается как услуга, вызванная к жизни потребностями гражданского рыночного оборота, и в таком подходе нет какой-то ошибки. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» относит аудит к числу разного рода аудиторских услуг. Однако это специфическая услуга, публичная по цели и содержанию. Гражданско-правовая форма, в которую облекаются отношения аудитора и клиента, не должна уводить в сторону от подлинного содержания правоотношения. На права и обязанности сторон накладывает глубокий отпечаток публично-правовая цель, лежащая в области финансового контроля. В особенности это касается правового статуса субъектов, наделенных правом проводить аудиторские проверки.

Оговоримся, что аудит, аудиторская деятельность — не синонимы. Аудиторская деятельность — более широкое понятие, охватывающее (i) аудит как таковой в его узком значении, придаваемом этому термину Законом об аудите, (ii) а также различные сопутствующие услуги.

Термин «аудит» в профессиональной литературе и документах, посвященных стратегии развития профессии, используется не только в нормативном узком смысле. Под аудитом в широком смысле понимается один из ключевых институтов рыночной экономики, независимый негосударственный финансовый контроль.

«Самый дорогой товар в условиях рыночных отношений — это информация, на основании которой заинтересованные субъекты могут принимать грамотные управленческие решения. Для того чтобы информация была полезной, пользователь должен быть уверен в ее достоверности».

Список литературы

1. Аудит : учебник для студентов высшего профессионального образования / под редакцией Р.П. Булыги. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 455 с.
2. Аудит и комплаенс: закон, доктрина, практика : монография / ответственный редактор И.В. Ершова. Москва : Проспект, 2023. 304 с.
3. Ершова И.В. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации / И.В. Ершова, А.А. Ершов. Москва : Юриспруденция, 2011. 280 с.
4. Ершова И.В. Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности: вопросы теории и законодательства / И.В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2142–2150.
5. Лескова Ю.Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений : монография / Ю.Г. Лескова. Москва : Статут, 2013. 384 с.
6. Предпринимательское право: современный взгляд : монография / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Е.Г. Афанасьева [и др.] ; ответственные редакторы: С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. Москва : Юстицинформ, 2019. 595 с.
7. Турбанов А.В. Саморегулирование в аудите: отражение в законодательстве, науке, практике / А.В. Турбанов // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3 (88). С. 17–27.

Остальные статьи