Необлагаемый минимум как конституционно-правовая гарантия социальной справедливости в налоговой системе
Аннотация
В статье исследуется институт необлагаемого минимума в контексте его социально-правовой природы и значения для обеспечения баланса между фискальными интересами государства и защитой прав граждан. Автор анализирует исторические и теоретические предпосылки формирования данного института. Особое внимание уделяется взаимосвязи необлагаемого минимума с принципами справедливости, равенства и гуманизма в налоговом праве, а также его роли в реализации конституционных прав граждан на достойный уровень жизни, жилище и охрану здоровья. Обосновывается, что необлагаемый минимум не является исключительно фискальным инструментом, а служит правовым механизмом социальной защиты, соответствующим концепции социального государства. На основе сравнительно-правового и историко-юридического методов исследования автор приходит к выводу о необходимости закрепления данного института в российской правовой системе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 10/2025 |
Страницы | 22-26 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2025-10-22-26 |
Концепция необлагаемого минимума предполагает наличие минимального объема материальных благ, который не подлежит изъятию в пользу государства. Цель настоящей статьи — доказать, что необлагаемый минимум основывается на социально-правовых принципах, выступает гарантией реализации конституционных прав человека и гражданина. В то же время концепция необлагаемого минимума будет рассматриваться в качестве изъятия из налогообложения необходимого человеку минимума материальных благ, а не меры, упрощающей налоговое администрирование или поощряющей развитие предпринимательства. Последние две формы необлагаемого минимума имеют не социальные причины, а скорее направлены на повышение эффективности администрирования и стимулирование экономической активности.
Прежде чем перейти к анализу правовых принципов, обуславливающих существование необлагаемого минимума, следует рассмотреть историю его формирования в науке финансового права и законодательстве отдельных государств.
Концепция необлагаемого минимума разрабатывалась в трудах представителей классической политической экономии. Среди сформулированных А. Смитом принципов налогообложения важное место занимал принцип соразмерности (справедливости). На основе его идей И. Бентам и Дж.С. Милль развили теорию освобождения от налогов минимального дохода, необходимого для поддержания жизни и здоровья, а также для избавления от физических страданий.
Представители социалистического направления в общественно-политической мысли развили учение И. Бентама, Дж.С. Милля, Ф. Лассаля, К.Г. Рау и других представителей классической политической экономии о необлагаемом налогом минимуме. На это указывал дореволюционный исследователь И.Т. Тарасов, по мнению которого необлагаемый минимум должен быть закреплен законодательно, поскольку при его отсутствии «налог не согласовался бы с общественными условиями, лишая граждан необходимого».
Среди правоведов и экономистов были и противники формирующейся концепции необлагаемого минимума (например, В.А. Лебедев, Г. Шмоллер, А. Хельд). Их аргументы сводились, во-первых, к тому, что необлагаемый минимум преимущественно выгоден капиталистам, которые могут снижать заработную плату, в состав которой входит налог; во-вторых, они указывали на ущерб для бюджета, поскольку малоимущие слои населения — главная податная сила государства. В ответ на эту критику И.Т. Тарасов справедливо отмечал, что нельзя опровергать принципы практическими соображениями, а государство должно стремиться к такому повышению материального благосостояния граждан, при котором концепция необлагаемого минимума станет излишней.