Конфликты, разрешаемые налоговыми органами
Аннотация
В статье ставится вопрос прежде всего о необходимости идентифицировать конфликты, разрешаемые налоговыми органами на современном этапе, а также их классификация по различным основаниям. Опираясь на достаточно исследованные понятия «налоговый конфликт» и «налоговый спор», а также на теорию юридического конфликта и существующие полномочия налоговых органов, автором предпринимается попытка сформулировать единый подход к определению пределов возможностей налоговых органов в разрешении конфликтов, возникающих в сфере их специальных полномочий, на основе чего формулируется определение понятия «конфликты, разрешаемые налоговыми органами».
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 10/2025 |
| Страницы | 17-21 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-10-17-21 |
Большинством исследователей точка отсчета создания налоговых органов взаимоувязывается с периодом становления единого Русского государства. Так, в 1573 г. был учрежден Приказ Большого Прихода, который впервые объединил под своим управлением сбор основных государственных доходов. При этом нельзя сказать, что за период эволюционной трансформации налоговые органы всегда были обособлены от других государственных органов и наделены исключительно только единственной функцией. В некотором смысле исторически прослеживается становление системы налогового администрирования, которая на протяжении этого временного отрезка включала разных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями, в том числе и по разрешению конфликтов, которыми эта деятельность сопровождалась.
Современная история существования налоговых органов связана прежде всего с принятием Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее — Закон о налоговых органах), который непосредственно закрепил как название, так и основные функции налоговых органов, установив, что налоговые органы Российской Федерации являются единой централизованной системой контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации. Схожее определение содержится и в ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Вместе с тем современный налоговый орган — это уже не только орган, осуществляющий налоговое администрирование, но орган исполнительной власти, который выполняет множество функций в разных сферах, например, ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), а также принятое в соответствии с ней Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2021 г. № 2591-р «Об утверждении перечня главных администраторов доходов федерального бюджета» определяют специальный статус ФНС России и ее территориальных органов в бюджетных отношениях и т.д. Наиболее полный перечень полномочий можно вычленить из Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», в котором, помимо уже названного, определено, что Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС России) не только является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, а кроме того, уполномочена в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, аккредитации филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением филиалов иностранных страховых организаций и представительств иностранных кредитных организаций) и обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Конкретные налоговые органы могут вступать и в другие правоотношения, не связанные с реализацией возложенных на них правомочий, в этом случае они будут юридическими лицами и реализовывать права и обязанности юридических лиц.
Вместе с тем можно лишь отчасти согласиться с мнением М.В. Карасевой (Сенцовой), которая указывает, что приведенные выше нормы определяют специальную правосубъектность налогового органа, которая «…выражаясь в его компетенции, охватывает финансы как специфическую сферу управленческой деятельности и реализуется исключительно в налоговом правоотношении, противопоставляя ей общую правосубъектность налогового органа, как субъекта, который может нести обязанности и реализовывать права в различных сферах общественных отношений», поскольку такой подход концентрируется только на одной сфере деятельности налоговых органов, но не учитывает его компетенции как государственного органа в других сферах. Вместе с тем для рассматриваемой нами темы важно отграничивать правосубъектность государственного органа, реализуемого им в сферах переданных ему компетенций — специальную правосубъектность, от общей правосубъектности участника разнообразных правоотношений. Специальную правосубъектность можно условно разделить на две группы — уже упомянутую выше финансовую правосубъектность и включающие другие отмеченные функции — административную.
