Дата публикации: 16.10.2025

Сравнительный анализ правового регулирования туристического налога и курортного сбора

Аннотация

В статье проанализированы отличия туристического налога и курортного сбора с точки зрения их правовой природы и нормативного правового регулирования указанных платежей. Аргументирована позиция, в соответствии с которой произошла замена курортного сбора на туристический налог, но не трансформация одного платежа в другой. Сопоставление основных элементов, характеризующих курортный сбор и туристический налог, а также специфики подходов публично-правовых образований к установлению и введению этих обязательных платежей позволили прийти к выводу, что субъекты Российской Федерации при введении туристического налога могут учитывать региональные особенности состояния бюджетов и осуществления экономической деятельности на своей территории, но в настоящее время пользуются этими возможностями недостаточно активно.




В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации туристический налог с 2025 г. стал одним из источников доходов местных бюджетов. Он должен зачисляться в полном объеме (100%) в бюджеты городских и сельских поселений, муниципальных районов (в объеме налога, взимаемого на межселенной территории (вероятно, до упразднения межселенных территорий в рамках реформы местного самоуправления), городских и муниципальных округов и внутригородских районов.

Туристический налог фактически заменил собой курортный сбор, введение которого было неоднозначно принято экспертным сообществом, критиковались как его введение в целом, так и отдельные аспекты правового регулирования данного платежа.

Само юридико-техническое оформление введения этого сбора имело определенную форму — был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ). В 2022 г. перечень публично-правовых образований, на территории которых взимался указанный сбор, был расширен за счет Санкт-Петербурга и федеральной территории «Сириус». Кстати, курортный сбор с физлиц на определенных территориях в Российской Федерации существовал в период 1992–2003 гг., его плательщиками являлись физические лица, прибывавшие в курортные местности, перечень которых утверждался Правительством Российской Федерации, а ставка определялась регионом. Этот сбор был отменен, но идея о его возвращении постоянно озвучивалась.

Таким образом, в системе доходов некоторых бюджетов в 2018 г. появился обязательный платеж, который именовался сбором, т.е. использовался термин, активно применяемый именно в налоговом законодательстве. Однако в данном случае введение сбора произошло не за счет внесения дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ), а путем принятия отдельного закона, который при этом сложно охарактеризовать как акт законодательства о налогах и сборах. Содержательной целью этого документа в ст. 1 Федерального закона № 214-ФЗ был заявлен эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, а введение курортного сбора, по сути, стало методом или инструментом реализации такого эксперимента и достижения целей развития указанной инфраструктуры. Следует также отметить, что на момент принятия закона понятия эксперимента относительно введения обязательных платежей не регулировалось законодательно, Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен соответствующим термином «эксперимент по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов» лишь в конце 2018 г.

Если опираться на определение сбора в соответствии со ст. 8 НК РФ, то анализ определения показывает, что курортный сбор нельзя охарактеризовать как платеж, полностью подпадающий под данную дефиницию, поскольку уплата сбора не связывалась с получением плательщиком напрямую юридически значимых действий от уполномоченных органов на территории взимания сбора, платеж не предполагал адресную (индивидуальную) возмездность его взимания. В связи с этим регулирование взимания платежа актом, не носящим налоговый характер (в широком смысле включающим также регулирование сборов и государственных пошлин), в данном случае могло бы иметь определенные оправдания, но при этом затрудняло понимание природы платежа его плательщиками. Последний момент имеет не только психологическое, но и практическое значение, поскольку в случае несоответствия обязательного платежа основным признакам таких платежей, закрепленным в законодательстве, платеж может быть признан неконституционным и не будет подлежать уплате (как это было в ситуации с налогом с продаж), что повлечет потери бюджета.

Список литературы

1. Копина А.А. Курортный сбор: история, зарубежный опыт и перспективы / А.А. Копина, Д.В. Копин // Налоги. 2016. № 20. С. 1, 3–12.
2. Копина А.А. Фискальный эксперимент по развитию курортной инфраструктуры / А.А. Копина // Налоги. 2017. № 16. С. 1, 3–8.
3. Лучшая оптимизация — не переплачивать налоги : интервью с А.В. Брызгалиным // Закон. 2024. № 11. С. 8–16.
4. Миронова С.М. Курортный сбор или гостиничный сбор: перспективы изменения законодательства / С.М. Миронова // Финансовое право. 2019. № 9. С. 27–32.
5. Пепеляев С.Г. «...А Гаджиев против!» (об экономико-правовой природе сборов) / С.Г. Пепеляев // ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева / М.В. Антонов, В.С. Белых, С.В. Белых [и др.] ; под общей редакцией П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тю
6. Фонтана К. Правовое регулирование налогообложения проживания туристов (курортного сбора) в Италии и России (опыт и современное состояние) / К. Фонтана, И.Б. Лагутин // Финансовое право. 2018. № 3. С. 19–24.

Остальные статьи