Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура
Аннотация
В первоначальной редакции Бюджетного кодекса санкционирование операций казначейскими и финансовыми органами рассматривалось и как этап исполнения бюджета, и как форма предварительного и текущего контроля (с 2013 г. — метод государственного финансового контроля). Двойное правовое регулирование не способствовало установлению четких границ бюджетно-правовых институтов, и в 2019 г. санкционирование операций исключено из методов государственного финансового контроля, оставшись этапом исполнения бюджета, при этом оно выполняет свойственные контрольным процедурам функции корректирования, социальной превенции и правоохраны. Санкционирование операций как казначейская контрольная процедура прошло определенные этапы эволюции от исключительно процессуальной процедуры, направленной на реализацию охранительного правоотношения, к процессуальной процедуре, включенной в иные материальные процедуры и ставшей регулятивно-охранительной по своему предназначению.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 10/2025 |
| Страницы | 6-11 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-10-6-11 |
Санкционирование операций значительный отрезок времени было методом осуществления государственного финансового контроля (ГФК). Его исключение в 2019 г. из сферы правоотношений государственного финансового контроля привело к высказыванию разных точек зрения о методах государственного финансового контроля.
Преобладающее количество авторов, публикации которых вышли после 2019 г., основывают свою позицию на положениях действующего законодательства и не включают в состав методов ГФК санкционирование. Д.В. Винницкий специально подчеркивает, что перечень методов ГФК, указанный в ст. 267.1, является исчерпывающим. Вслед за законодателем ученые относят санкционирование операций к этапам исполнения бюджета по расходам.
Также встречаются и иные точки зрения. М.М. Прошунин продолжает относить санкционирование операций к методам ГФК. Исследователь А.О. Логвенчева делает интересный вывод, что «несмотря на изменения, внесенные Законом № 199-ФЗ, санкционирование продолжает выступать методом предварительного бюджетного контроля». Исследователь приходит к заключению, что «в настоящее время предварительный контроль в бюджетной сфере не проводится». Указанный вывод сделан на том основании, что методы контроля, предусмотренные ст. 267.1 Бюджетного кодекса, ориентированы исключительно на последующий контроль, а место санкционирования среди методов контроля не определено. В целях устранения данного несоответствия — наличия в БК предварительного контроля как формы без соответствующего ему метода — исследователь предлагает вернуть в Бюджетный кодекс санкционирование в качестве метода предварительного контроля.
Действительно, изъятие законодателем санкционирования из методов государственного финансового контроля может не исключать его рассмотрения в качестве метода контроля в доктрине бюджетного права. Санкционирование допустимо было бы отнести к методу государственного финансового контроля, поскольку субъектом его осуществления является внешний по отношению к администратору бюджетных средств орган — казначейский или финансовый. Такая возможность также следует из существовавших в 90-е годы XX в. подходов к правовому регулированию государственного финансового контроля, когда указами Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и «О Федеральном казначействе» казначейские органы были отнесены к органам государственного финансового контроля.
Однако и в доктрине бюджетного права, на наш взгляд, обоснованно намечен преимущественный подход по исключению санкционирования из методов государственного финансового контроля.
