Правовая природа финансов службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Аннотация
В статье рассматриваются особенности отношений по формированию за счет различных источников денежного фонда, принадлежащего на праве собственности автономной некоммерческой организации — службе обеспечения деятельности финансового уполномоченного. Отмечается, что служба управляет данным денежным фондом для финансирования деятельности финансового уполномоченного, должность которого учреждена для выполнения возложенной на него государством публичной функции — защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Автором обосновывается позиция, что большинство из анализируемых отношений имеет финансово-правовую природу, так как отвечает выделяемым в науке финансового права признакам финансового имущественного правоотношения.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Финансовое право № 10/2025 |
| Страницы | 2-6 |
| DOI | 10.18572/1813-1220-2025-10-2-6 |
В науке финансового права в последние годы наметился интерес к изучению децентрализованных финансов тех организаций, на которые государство возлагает осуществление отдельных публичных функций. И это не только финансы государственных (муниципальных) учреждений, но также государственных корпораций, государственной компании, публично-правовых компаний и других некоммерческих организаций. Изучение децентрализованных финансов таких организаций имеет своей целью определить, подлежат ли отношения, опосредующие их денежные фонды, регулированию финансово-правовыми нормами, а соответственно, возможно ли их включение в предмет финансового права.
Децентрализованные финансы являются частью финансовой системы наряду с централизованными финансами. Децентрализованные финансы представлены в экономической науке, как правило, финансовыми отношениями, опосредующими денежные фонды организаций, тогда как централизованные — финансовыми отношениями, опосредующими государственные (муниципальные) бюджетные фонды и государственные внебюджетные фонды.
Изучением с различных сторон правового статуса организаций, на которые возлагаются отдельные публичные функции, занимаются представители и других отраслей права, например, гражданского, административного, конституционного. При этом ряд авторов предлагает включать такие организации в категорию «юридические лица публичного права» наряду с публично-правовыми образованиями, органами публичной власти. Однако перечень включаемых в данную категорию юридических лиц у различных авторов порой существенно отличается.
Например, Б.В. Россинский к таким юридическим лицам относит Центральный Банк РФ, государственные корпорации, публично-правовые компании, государственные компании. По мнению автора, такие организации реализуют отдельные государственно-властные полномочия, являясь при этом полноправными субъектами системы публичного управления.
При этом у различных видов организаций объем передаваемых полномочий публично-правового характера может существенно отличаться.
