К вопросу о правовом регулировании деятельности уличных артистов
Аннотация
В статье отмечается пробельность законодательного регулирования деятельности уличных артистов. Их деятельность на сегодняшний день законодательно не запрещена, но и не легализована, что влечет риски привлечения артистов к юридической ответственности. Рассмотрен пример государственной поддержки творчества уличных артистов в виде регионального нормотворчества в г. Москве.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юрист № 10/2025 |
| Страницы | 59-66 |
| DOI | 10.18572/1812-3929-2025-10-59-66 |
Искусство как вид человеческой деятельности — универсальный язык культуры, сложная знаковая система, включающая множество выражений и проявлений. Как отмечают в литературе, смысловое пространство и его значение через развитие культуры и объекты реальности представляют собой пространство культуры.
Уличное искусство является весьма колоритным проявлением культуры человечества, которое принимает уникальное социокультурное участие в жизни общества. Артисты, будь то музыканты, пантомимы, художники, уличные театры, создают определенную атмосферу, наполняя общественные места музыкой, танцами, визуальными образам. Уличные артисты презентуют свое искусство на оживленных улицах, площадях, в парках, метро без традиционной постановки в формальных стенах соответствующих учреждений. Их целью зачастую выступает не только самореализация и привлечение внимания зрителей и слушателей, но и монетизация их творчества.
Уличное искусство еще называют городским искусством, это «современное художественное движение, объединяющее все виды искусства, созданные в общественных местах (улицы, фасады домов, набережные, парки)». Опуская ремарку о современности уличного искусства, стоит отметить, что в рамках такого подхода к определению рассматриваемой дефиниции возникает вопрос об отнесении к нему стрит-арта, граффити, муралов на фасадах зданий, сооружений. Несомненно, граффити можно назвать популярной формой уличного искусства, особенно в крупных городах. Более того, «галереи под открытым небом» привлекают внимание художественных музеев, поскольку они применяют различные методы и используют городское пространство как инструмент не только привлечения внимания, но и формулирования и трансляции определенного послания для зрителей. Ярчайшими примерами служат муралы, которые стали появляться практически повсеместно во время пандемии коронавируса и которые транслировали не только выражение благодарности медицинским работникам за их труд, но и иные позитивные мысли. Поэтому органы муниципальной власти должны быть заинтересованы в гармоничном для города развитии этого вида уличного искусства. А для этого граффити, как форма самовыражения, должны иметь возможность легальной интеграции в городской ландшафт. В качестве примера можно привести Фестиваль стрит-арта «Краски города», который проводится при поддержке муниципальных органов власти г. Брянска и Брянской области (2024 г.). При этом подобные фестивали и региональные проекты отнюдь не редкость в субъектах Российской Федерации. В рамках такого взаимодействия свободные художники получают легальную возможность для своего творчества без угрозы квалификации своих действий как хулиганства или вандализма. А муниципальное образование в свою очередь получает эстетичные, красивые арт-объекты, которые несомненно благоприятно влияют на жителей населенного пункта. Иными словами, от упорядочивания правоотношений в сфере уличного искусства выигрывают все его стороны.
Возвращаясь к вопросу о современности творчества уличных артистов, стоит отметить, что его можно назвать одной из древнейший профессий. Бродячие музыканты, менестрели существовали с древних времен практически в любой культуре и государстве. В IV–III вв. до н.э. в античной Греции были распространены флиаки — народные импровизационные комические сценки-пародии на мифологические сюжеты, которые исполняли уличные театры. Греческая пантомима, которая выступала не просто копированием животных или взаимоотношений людей, а была продолжением античной комедии с ее иронией и сарказмом, впоследствии перекочевавшая в древнеримские ателланы (III в. до н.э.), в которых уличные актеры играли пьесы не по заранее написанному сценарию, а сочиняя в процессе исполнения. В научной литературе мы можем встретить многочисленные примеры существования уличного искусства в Древней Месопотамии, средневековой Европе, Российском государстве дохристианской эпохи. В большинстве случаев деятельность уличных артистов не регулировалась с правовой точки зрения, они могли свободно выступать на улицах городов. Однако с развитием правового регулирования различных сфер человеческой деятельности началась регламентация статуса и труда уличных артистов, что зачастую приводило к ограничениям.
