Формирование инвестиционного законодательства на постсоветском пространстве: тенденции и перспективы
Аннотация
Статья посвящена выявлению тенденций и перспектив формирования инвестиционного законодательства на постсоветском пространстве. Автор приходит к выводу о том, что, несмотря на различия в уровне развития инвестиционного законодательства в различных государствах, ранее входивших в Советский Союз, можно выделить общие тенденции, характерные для формирования государственной инвестиционной политики в данном регионе. Во-первых, речь идет о создании консолидированного, но не кодифицированного нормативного правового акта, в котором бы отражались основные меры государственной поддержки для инвесторов, в также закреплялись договорные конструкции, направленные на привлечение частных инвестиций в развитие национальной экономики. Во-вторых, государства стирают грань при предоставлении льгот и преференций в отношении иностранных и национальных инвесторов. В-третьих, появляется такое направление, как социальные инвестиции, хотя по факту речь идет о социально полезных инвестициях, так как польза для национальной экономики может выражаться как в личном, так и в финансовом участии инвестора в решении насущных задач, важных для государства.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Юрист № 10/2025 |
| Страницы | 33-40 |
| DOI | 10.18572/1812-3929-2025-10-33-40 |
Инвестиционное законодательство является молодым направлением развития правового регулирования в сфере экономики как в России, так и в зарубежных странах. Инвестиционные отношения не обладают особой спецификой с точки зрения права и могут быть рассмотрены в рамках традиционных гражданско-правовых институтов, что и осуществляется в большинстве стран мира. Кроме того, инвестиционные отношения могут быть тесно переплетены с корпоративными, банковскими отношениями или отношениями на рынке ценных бумаг, что мешает выделить единый предмет правового регулирования, а также объединить инвестиционные отношения в самостоятельную обособленную группу. Вместе с тем с определенного момента инвестиционное законодательство выделилось в отдельную отрасль, что получило отражение в различных странах в принятии единого консолидированного нормативного правового акта или совокупности таких актов, направленных на упорядочение отношений в данной сфере.
В зарубежных странах наблюдаются различные тенденции правового регулирования инвестиционных отношений. Так, в ряде развивающихся стран появляются законы об иностранных инвестициях и кодексы инвестиционных стимулов, а в развитых странах разрабатываются комплексные законы, посвященные инвестиционной сфере без акцента на иностранные инвестиции. Причем инвестиционное законодательство в зависимости от того, о каком государстве идет речь, может быть разделено на блок, посвященный реальным инвестициям, и блок, регулирующий финансовые инвестиции, включающий деятельность инвестиционных фондов и инвестиционных компаний. Такой путь является широко распространенным в международной практике. В настоящее время в русле концепции устойчивого развития в инвестиционном законодательстве также закрепляется категория социальных инвестиций.
Важным направлением правового регулирования, которое легло в основу обособления инвестиционного законодательства, стала государственная поддержка инвестиций, которая в зависимости от правовых форм, предложенных в той или иной стране, может принимать вид договоров, правовых режимов стимулирующего характера, отдельных правовых средств поддержки инвесторов. Самое эффективное и распространенное правовое средство, которое используется преимущественно, но не исключительно в развивающихся странах, — это установление налоговых льгот для инвесторов, в том числе в форме инвестиционных налоговых вычетов, налоговых каникул, освобождений или снижения ставки налога. В качестве мер государственной поддержки при сохранении конкурентной среды могут быть также использованы различные государственные вливания в форме субсидий, в том числе инвестиционных, государственных и инвестиционных грантов, государственных гарантий, льготной ставки по аренде недвижимости, в том числе земли, субсидирование процентных ставок по кредитам, инвестиционные лоты, предоставление условий для участия малого и среднего предпринимательства в реализации инвестиционного развития страны.
Зачастую государство также предоставляет различные организационные меры поддержки, как адресные, так и универсальные, например стабилизацию по условиям реализации инвестиционных проектов, внедрение экспериментальных правовых режимов в форме регуляторных песочниц, заключение с инвесторами договоров, предполагающих гарантию сбыта или содержащих иные стимулы для участия в проектах государственно-частного партнерства или на принципах софинансирования с государственными институтами развития.
