Механизм реализации правовой идеологии в культурно-воспитательной функции государства: роль государства и гражданского общества
Аннотация
В статье исследуется механизм реализации правовой идеологии в рамках культурновоспитательной функции современного государства. Обосновывается ключевая роль правовой идеологии как системообразующего элемента правовой системы, обеспечивающего ценностно-нормативные ориентиры, легитимность власти и консолидацию общества. Основное внимание уделяется анализу культурно-воспитательной функции государства как средства внедрения правовой идеологии, направленного на формирование правосознания, а также проблеме противодействия правовому нигилизму. Выявляется дуализм механизма реализации, включающий как формальные институты государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные органы), так и структуры гражданского общества (НКО, СМИ, образовательные учреждения, цифровые платформы). Обосновывается, что эффективность процесса обеспечивается синергией «вертикальных» (государственно-административных) и «горизонтальных» (общественно-просветительских) инструментов, ведущей к укоренению правовых ценностей через добровольное принятие. Делается вывод о необходимости адаптации единого механизма реализации правовой идеологии к глобальным и цифровым вызовам, преодоления институциональной разобщенности и признания гражданского общества активным субъектом формирования правовой идеологии для достижения конечной цели — формирования устойчивой правовой культуры, основанной на внутренней потребности соблюдать право.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2025 |
Страницы | 63-69 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-10-63-69 |
В условиях динамичной трансформации общественных отношений и актуализации глобальных вызовов современному обществу вопрос интеграции правовой идеологии в систему государственного управления приобретает особую значимость. Правовая идеология, являясь важнейшим компонентом правовой системы общества, представляет собой, по замечанию А.И. Клименко, «…механизм организации идеологической сферы современного политически организованного общества, который позволяет достигать определенных эффектов и в силу этого востребован именно в современных условиях». Она не только формирует ценностно-нормативные ориентиры общества, но и обеспечивает легитимность власти через консолидацию граждан вокруг общих правовых принципов. Культурно-воспитательная функция государства, направленная на формирование гражданской идентичности и социальной ответственности, в том числе через развитие правосознания граждан, становится ключевым инструментом практической реализации этого механизма. Особая важность культурно-воспитательной функции государства обусловлена необходимостью противодействия таким рискам, как эрозия традиционных правовых ценностей, распространение дезинформации (ярким примером таковой выступает искажение истории и негативные социальные мифы о нашей стране) и рост правового нигилизма, что угрожает стабильности правопорядка и единству социокультурного пространства.
В рамках теории государства и права правовая идеология интерпретируется как совокупность систематизированных идей, ценностей и доктрин, отражающих представления о справедливости, легитимности власти и роли права в регулировании общественных отношений. Функциональное назначение правовой идеологии проявляется в двух ключевых аспектах: интеграционном (консолидация общества вокруг единых правовых принципов) и ценностно-ориентационном (формирование критериев оценки правомерности поведения). Такие концепты правовой идеологии, как верховенство права, социальная справедливость или права человека, выступают не только нормативными ориентирами, но и инструментами легитимации государственной политики, что подчеркивает их идеологическую значимость и подтверждает позицию Ю.Б. Власовой об интегративной природе правовой идеологии: она «является одной из форм социальной идеологии и правосознания граждан, выступает наравне с правовыми нормами средством регуляции общественных отношений».
Культурно-воспитательная функция государства, тесно связанная с правовой идеологией, находит свое выражение в деятельности государственных институтов по формированию гражданской идентичности и нравственно-правовых установок, в том числе через развитие правосознания. Данная функция реализуется посредством комплекса инструментов: образовательных программ, направленных на правовое просвещение; культурных проектов, транслирующих историко-правовое наследие; медиадискурса, популяризирующего правовые ценности. Ее ключевая цель – обеспечить преемственность правовой культуры, минимизировать правовой нигилизм и воспитать осознанное уважение к родному государству, к праву и его нормам. Критическая важность культурно-воспитательной функции государства определяется именно ее целями. Борьба с правовым нигилизмом общества является одной из ключевых задач современного правового государства, политика которого выстроена с учетом курса на повышение уровня и укрепление правосознания общества. Ю.В. Лукьяненко подчеркивал, что правовой нигилизм – это «комплексное деструктивное явление, способствующее масштабной деформации всех сфер жизни общества, которое оказывает значительное влияние на формирование правосознания населения». Важно понимать, что уровень правового нигилизма в обществе государству важно контролировать и удерживать на низком уровне. Как обоснованно указывает Ю.С. Канина, «в зависимости от того, что отрицается: право, закон, власть или государство, зависит и уровень правового нигилизма. К примеру, если отрицается право или закон, то это начальная ступень, которая, конечно, имеет негативные последствия, но отрицание власти или государства ведет к революционным настроениям…». Несмотря на вышеуказанные цели культурно-воспитательной функции государства, важно также учитывать, что эта функция не сводится к одностороннему воздействию государства на гражданское общество: она предполагает диалог с институтами гражданского общества, что актуализирует вопросы взаимодействия власти и некоммерческих организаций, образовательных и просветительских учреждений, религиозных объединений.
Нельзя не отметить, что следует рассматривать правовую идеологию и культурно-воспитательную функцию как элементы единого механизма государственного управления, исходящего из ключевой роли социальных и правовых институтов в трансляции идеологических установок.