Дата публикации: 09.10.2025

Роль правовой идеологии в механизме обеспечения правопорядка

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению сущности правовой идеологии как ключевого элемента механизма обеспечения правопорядка, а также анализу ее структурных и функциональных характеристик в рамках данного механизма. Через призму основных положений социоаксиологического подхода к праву отмечаются особенности места и значения правовой идеологии в механизме обеспечения правопорядка. Автор утверждает, что именно то, что в основе правовой идеологии лежит система правовых, т.е. сформированных в процессе публичного правового дискурса, ценностей, являющихся конвенциональными и синтезирующими интересы и потребности различных субъектов общественных отношений (социальных акторов), делает ее уникальным и главным, в современном позднекапиталистическом обществе, смысловым элементом механизма обеспечения правопорядка.




Правовая идеология сегодня, несомненно, может рассматриваться как наиболее совершенная и востребованная форма идеологии современного политически организованного общества. Благодаря ей становится возможным отражение потребностей всего общества, а государственная политика направлена на достижение национальных интересов, которые включают в себя экономическое развитие, социальную стабильность и безопасность. Формирование идейно-ценностной системы и ее актуализация для современного политически организованного общества являются необходимыми условиями поддержания баланса согласуемых интересов и прочного правопорядка. При этом следует отметить, что формирование «замиренной среды», согласование конкурирующих публичных и частных интересов осуществляются в рамках системы обеспечения правопорядка при тесном взаимодействии государства и гражданского общества в идеологической сфере. Как справедливо замечает Д.В. Пожарский, государство «вынуждено учитывать различные интересы и находить ту меру их «публичной усредненности», которая позволяет сохранить согласие в стране и выполнять государственные дела. На современном конституционно-правовом языке это называется «социальной солидарностью»». Действительно, так называемая «социальная солидарность» является ключевым элементом в обеспечении стабильности и развития общества. Она подразумевает наличие ценностей, которые объединяют общество и позволяют достигать компромиссов между различными социальными группами. А правопорядок при этом есть ее юридическая форма, которая отражает достигнутые компромиссы. Таким образом, государство при реализации своих функций создает условия, при которых возможно совмещение классовых и внеклассовых интересов в целях обеспечения правопорядка и поддержания национальных интересов.

Говоря о механизме обеспечения правопорядка, стоит сказать, что он представляет собой стройную структуру соподчиненных компонентов (статическая сторона) и их взаимосвязей, которые приводят механизм в действие (динамическая сторона). Он содержит: идеологический, нормативный, институциональный, функциональный, инструментальный компоненты, которые объединяют его элементы. В данной статье уделим внимание именно идеологическому компоненту механизма обеспечения правопорядка. Он включает в себя отдельные религиозные и моральные идеи и ценности, а также правовую идеологию. Коррелируя с правовыми, религиозные и моральные идеи и ценности формализуются в нормах и принципах, определяя в смысловом отношении как поведение участников правоотношений, так и организационные основы системы обеспечения правопорядка. Однако ведущую роль в идеологическом компоненте играет именно правовая идеология ввиду того, что она базируется на конвенциональных, синтезирующих интересы и потребности различных субъектов социальных отношений, ценностях. В этом смысле она является культурно индифферентной, а также носит общесоциальный характер (способна стать идейной системой для всего общества), нивелируя как культурные, так и классовые противоречия. Правовые ценности и правовая идеология выступают «ядром» идеологического компонента механизма обеспечения правопорядка, так как представляют метакультурную идеологическую систему, объединяющую все общество, способную к развитию, сообразно меняющимся материальным условиям жизни людей и динамике интересов и потребностей субъектов общественных отношений.

Важным в определении сущностного качества правовой идеологии является обращение к особому характеру ценностного строя, который она выражает. Здесь следует обратиться к социоаксиологическому подходу к праву, позволяющему определить специфику права как системы ценностей и специфику в общем-то правовых ценностей как таковых. Синтезируя элементы социологической и аксиологической методологий, социоаксиологический подход позволяет осмыслить проблемы легитимности правопорядка, взаимосвязи правового государства и гражданского общества, роли правовой идеологии, установления единства правовой практики, а также выработки стратегии обеспечения и развития правопорядка. Это, в свою очередь, дает ключ к определению потенциала правовой идеологии как важного элемента механизма обеспечения правопорядка в современном обществе. Социоаксиологический подход не просто постулирует происхождение права и определяет его особенности на ценностном и идейном уровне, но также позволяет выявить глубинные причины появления проблемных сторон правовой деятельности и определить эффективность правовых структур и механизмов, на основе чего возможна оптимизация механизма обеспечения правопорядка через совершенствование правовой идеологии как идеологии, выражающей правовые ценности. Это особенно важно в условиях необходимости решения задач культурной унификации (правовые ценности – метаценности, правопорядок – метапорядок), а также необходимости снятия классовых противоречий для обеспечения устойчивого развития современного общества.

Системность, потенциальная долгосрочность воздействия и регулярная воспроизводимость правовой идеологии обусловливают ее значимость в перспективе построения правового государства и эффективного обеспечения правопорядка. Например, система идейных и ценностных установок может влиять как на субъекты обеспечения правопорядка (здесь правовая идеология действует внутри механизма обеспечения правопорядка), так и на иных участников правоотношений (а здесь правовая идеология действует уже в составе всего рассматриваемого механизма и воздействует вовне). Правовая идеология задает ориентир на определенные действия в конкретной ситуации, формируя тем самым набор моделей правомерного поведения. Кроме того, правовая идеология содержательно ценностно оптимизируется и согласуется с интересами и потребностями участников общественных отношений в процессе публичного правового дискурса, что может говорить о ее подтвержденности, надежности и потенциале развития, обеспечивающего ее релевантность развивающимся общественным отношениям. В связи с этим определение правовой идеологии в качестве основного элемента идеологического компонента механизма обеспечения правопорядка обусловлено возможностью обоснования с ее помощью установленного государством правопорядка в качестве необходимого и ценного, а также ее способностью ориентировать людей на некий ценностный минимум, которым они смогут руководствоваться в своей деятельности при сохранении, укреплении и развитии правопорядка.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1971. 222 с.
2. Казаков В.Н. Правовой порядок в юридической теории и практике : диссертация доктора юридических наук / В.Н. Казаков. Москва, 2003. 372 c.
3. Клименко А.И. Правовая идеология как особая форма идеологии современного политически организованного общества: сущность и функциональные характеристики / А.И. Клименко // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 10. С. 14–22.
4. Клименко А.И. Социо-аксиологический подход к праву и его значение для современной юридической науки / А.И. Клименко // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4 (87). С. 102–107.
5. Пожарский Д.В. Охранительная функция государства: гносеологический потенциал классового подхода / Д.В. Пожарский // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 1 (57). С. 17–26.
6. Попов В.И. Право в обеспечении коммуникации государства и гражданского общества : монография / В.И. Попов. Москва : Проспект, 2023. 208 с.
7. Радько Т.Н. Об идеологической функции права / Т.Н. Радько // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4 (93). С. 72–78.
8. Раков К.А. Современный правопорядок: формальные и содержательные основания : монография / К.А. Раков. Москва : Проспект, 2023. 120 с.
9. Шлегель П.О. Правовая идеология в механизме обеспечения правопорядка : диссертация кандидата юридических наук / П.О. Шлегель. Москва, 2024. 211 с.

Остальные статьи