Конвенционально-ценностные основания права: к постановке проблемы
Аннотация
В статье обосновывается актуальность исследования конвенционально-ценностных оснований права в качестве синтезирующего фактора правогенеза и одного из ключевых условий действительности права. Автор критически анализирует ограниченность классических подходов к пониманию права и предлагает в качестве методологической альтернативы социоаксиологический подход, позволяющий раскрыть право в его динамической целостности — как систему конвенциональных правовых ценностей, формируемых в рамках публичного правового дискурса и опосредующих все иные социальные детерминации. В работе раскрывается теоретико-методологический потенциал избранного научного направления для преодоления ключевых антиномий, существующих в рамках классических подходов к праву, анализа механизмов правогенеза и формирования обновленной общеправовой теории, адекватной вызовам современности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2025 |
Страницы | 21-32 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2025-10-21-32 |
Проблема социальных оснований права традиционно занимает важное место как в отечественной, так и в зарубежной теории и философии права. Ведь именно от того, как исследователи их определяют, зависит последующее решение таких ключевых вопросов, например, как: каковы сущностные характеристики права как особого социального феномена; чем обеспечивается обязательная сила правовых норм; какими способами достигается и поддерживается легитимность права; где проходят границы эффективного правового регулирования; какие факторы обусловливают историческую изменчивость права, и ряда других. При этом современная юридическая наука сталкивается с весьма парадоксальной ситуацией, которая заключается в том, что при всей очевидной практической значимости права его теоретическое осмысление до настоящего времени остается фрагментарным и не всегда до конца последовательным в идейно-методологическом плане. Как нам представляется, во многом это связано с отсутствием убедительной концепции социальных оснований права, раскрывающей такие фундаментальные условия, которые не только обусловливают возникновение права, но и придают ему характер общеобязательного регулятора общественных отношений, обеспечивая его эффективность (действенность) в параметрах конкретных исторических, политических и социокультурных контекстов.
Вместе с тем, несмотря на то обстоятельство, что в теоретико-правовых исследованиях проблема социальных оснований права довольно редко выступала в качестве самостоятельного предмета изучения, ни одна фундаментальная работа, посвященная анализу права как социального феномена (и претендующая на этот статус), не могла избежать рассмотрения отдельных аспектов данной проблематики. По существу, теоретическое осмысление права неизбежно предполагает обращение к проблеме его социальных оснований, поскольку именно они во многом определяют специфику права как основного социального регулятора общественных отношений. Этим и объясняется присутствие элементов анализа социальных оснований права в трудах большинства крупных ученых (философов, социологов, юристов), даже когда исследование обозначенной проблемы не являлось основным предметом их научных изысканий. По этому поводу Ю.Е. Пермяков совершенно справедливо отмечал, что до сих пор указанная проблема не была «предметом самостоятельного исследования в силу очевидности его (права) бытия. Спор о сущности права предполагал его существование, причем в самом существовании ученые усматривали реализацию его сущностных свойств» (курсив наш – В.П.).
Так, в зарубежной социогуманитарной науке определенный вклад в развитие отдельных аспектов проблемы социальных оснований права внесли такие ученые, как М. Вебер (легитимность права как результат социально детерминированных типов господства), Э. Дюркгейм (социальная солидарность как условие возникновения правовых норм), Г. Кельзен (нормативность права как продукт социально конструируемой Grundnorm), Г.Л.А. Харт (социальные практики признания правил как источник обязательности права), С. Шапиро (право как продукт коллективного планирования социального поведения), Л.Л. Фуллер (процедурная мораль права как минимум социальной справедливости), Дж. Финнис (естественно-правовые принципы как нормативная основа для социального порядка и достижения значимых человеческих благ), Р. Дворкин (право как конструктивная интерпретация моральных принципов сообщества), Р. Алекси (рациональный дискурс как социальный механизм легитимации права), Ю. Хабермас (легитимность права через коммуникативные практики в рамках публичной сферы), М. ван Хук (социальное конструирование права через коммуникацию), Н. Луман (право как социальная подсистема, воспроизводящая нормативные ожидания) и другие.