Принципы организации пенитенциарной системы Израиля: традиции, современность, тенденции развития
Аннотация
В данной статье авторы постарались изложить своё представление не только о феномене пенитенциарной системы как факторе противоборства с преступностью, но и рассмотреть основные положения, характеризующие пенитенциарную систему Израиля, обладающую существенными особенностями в силу факторов исторического и религиозного развития Израиля, его особого геополитического положения, сложной военной обстановки и специфики борьбы за правопорядок в этих условиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2025 |
Страницы | 24-28 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-4-24-28 |
Несовершенство мира выражается в том числе и в том, что всегда находились люди, которые не желали жить по тем нормам и правилам, которые установлены в обществе. Преступность, к сожалению, сопровождает всю историю развития общества. Так, в первой главе Торы Берейшит («В начале») говорится о нарушении прямого указания Творца не дотрагиваться и не есть плодов дерева, находящегося в центре Райского Сада, а также об убийстве Каином Эвеля (Авеля). «Любое преступление есть факт отклонения от нормативного, иными словами, нормального поведения». Проблема борьбы с преступностью стояла практически всегда, но если в доклассовом обществе нежелающих жить по нормам и правилам племя просто отторгало от себя (последствия могли быть самыми разными), то государство по определению должно было что-то с этими персонажами делать, ибо государство по определению преступным быть не может. Однако известно и то, что, как говорил киногерой Глеб Жеглов, «правопорядок в стране измеряется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать». Можно ли считать, что наличие самого феномена преступности в обществе объективно и закономерно? Габриэль Тард весьма резко, но точно выразился по этому поводу: «Преступление – это не столько социальный продукт, сколько продукт естественный; он, прошу прощения, относится к социальным экскрементам».
В настоящие дни особый интерес на политической карте мира представляет Ближневосточный регион. «Арабская весна», появление и распространение ИГИЛ (запрещенная на территории Российской Федерации организация), череда внутригосударственных конфликтов региона, а теперь и «Война Железных Мечей», начавшаяся нападением террористов на юг Израиля с территории Газы, и последовавшее за этим перераспределение сил и влияния на Ближнем Востоке неминуемо повлекло рост числа лиц, задержанных и осужденных за преступления в сфере безопасности в самом Израиле. Это, в свою очередь, вызвало рост интереса к уголовно-исполнительной системе страны.
Говоря об уголовно-исполнительной системе современного Израиля, впрочем, как и о любой другой сфере израильской жизни, будь то судебная система, семейные отношения, семейное право и проч., нельзя не отметить связь современных реалий и еврейской традиции и культуры, которая своими корнями уходит в глубь веков. Основа жизни евреев, позволившая избежать ассимиляции и растворения в окружающих народах и сохранить самобытность и самоидентичность, на протяжении тысяч лет – Тора, книга, по традиции дарованная Творцом еврейскому народу на горе Синай.
Само слово «тюрьма» (бэйт соар – ивр.) (дословно «дом надзирателей») впервые употребляется в главе Вайешев, в которой повествуется о том, как братья – родоначальники Колен Израилевых – участвовали в веренице событий, в результате которых их брат Йосеф (Иосиф) оказался в тюрьме в Египте.