Дата публикации: 04.12.2025

Характеристика организационных отношений трудновоспитуемых подростков в первичном коллективе

Аннотация

В статье дана характеристика организационных отношений трудновоспитуемых подростков в первичном коллективе, проблема включения несовершеннолетнего осужденного в первичный коллектив. Явление «невключенности» некоторых подростков в организацию коллектива зависит от степени и характера развития в нем организационных отношений. Это явление — важный социально-психологический фактор, который создает определенные предпосылки для развития трудновоспитуемости подростков, проявляющейся в явной или скрытой форме, что приводит несовершеннолетнего к совершению преступления.




В ряде работ отечественных психологов и педагогов давно поставлена проблема включения трудновоспитуемого подростка в первичный коллектив школы. Включенность в коллектив, как известно, служит фактором успешного воздействия воспитательного процесса на учащегося. Однако в вопросе включенности подростка в коллектив еще осталось много неясного, что снижает эффективность всего воспитательного процесса, школы. Это заставляет еще раз обратиться к феномену включенности и углубить его понимание, особенно на психологическом уровне. Одним из важнейших условий определения включенности подростка в коллектив является учет такой характеристики коллектива, как организованность.

Организованность коллектива определяет взаимосвязь уже сложившейся в нем системы организационных отношений индивидов и уровня их общественной активности, которая взаимно обогащается и усиливается. Такая взаимосвязь обеспечивает стабильность и эффективность трудовой и воспитательной деятельности всего коллектива в целом.

Бодалевым А.А. выявлено, что от полноты отражения возможностей личности и адекватности оценки людьми друг друга во многом зависит характер их взаимодействия и результативность совместной деятельности. Определенную роль в этом плане играют организационные отношения, которые также влияют на характер различных видов оценок и взаимодействия индивидов в группе, в том числе и организационного взаимодействия.

Организационные отношения и взаимодействия влияют на процесс ориентации и самоопределения подростка в коллективе и являются важнейшим фактором развития и формирования его личности. Осознавая эти отношения, подросток тем самым создает для себя соответствующие условия жизни и деятельности в коллективе. Все внешние условия, которые определяют жизнь ребенка, находятся в сложнейшей диалектической взаимосвязи с психологическими особенностями его личности. Очень важно понимание этого в работе с несовершеннолетними осужденными.

Задачей нашего исследования было изучение организационных отношений подростка, которые максимально отражают условия и возможности как коллектива, так и самой личности, к активной социальной жизни посредством широкого включения ее в организацию первичного коллектива школы. Организационные отношения рассматривались как часть сложной и многообразной системы отношений в подростковом коллективе и анализировались в плане концепции В.Н. Мясищева на изучение личности в системе ее отношений к действительности. Особое внимание было уделено отношениям трудновоспитуемых подростков и тех, для которых явление невключенности в коллектив было также типичным, в частности, отношениям воспитанников воспитательных колоний.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А.А. Бодалев. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1970. 135 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л.И. Божович. Москва : Просвещение, 1968. 464 с.
3. Ковтуненко Л.В. Психическая девиация как одна из детерминант правонарушающего поведения осужденного / Л.В. Ковтуненко, А.В. Вилкова // Проблемы психологической работы и профессионального обучения психологов силовых структур в условиях цифровизации обществ
4. Мягков И.Ф. О необходимости комплексного подхода к изучению педагогически запущенных подростков / И.Ф. Мягков // Вопрос изучения психологии обучения и воспитания. Воронеж, 1976.
5. Мясищев В.И. Личность и неврозы / В.И. Мясищев. Ленинград : Издательство Ленинградского университета, 1960. 426 с.
6. Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива : на материале исследования молодежных групп и коллективов : диссертация доктора юридических наук / А.С. Чернышев. Москва, 1980. 373 с.

Остальные статьи