Нравственное сознание несовершеннолетних правонарушителей
Аннотация
В статье представлен анализ составленных правонарушителями характеристик на самых уважаемых и неуважаемых сверстников. Показательно, что они ценят те же качества, что и благополучные школьники. Необходимо отметить, что для них свойственно отсутствие навыков самокритичного отношения к себе, своим поступкам и критической оценки своих товарищей. Данные, представленные в статье, важны для работы в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2025 |
| Страницы | 17-19 |
| DOI | 10.18572/2072-4438-2025-4-17-19 |
Как известно, нравственные ценности подавляющего большинства правонарушителей не противопоставляются общепринятым нормам морали. Исследование, проведенное нами и заключающееся в анализе составленных ими характеристик на самых уважаемых и неуважаемых сверстников, показало, что они ценят те же качества, что и благополучные школьники. Это, прежде всего, верность в дружбе, смелость, решительность, общительность, щедрость. Правда, как правило, эти ценности лишены социально значимого содержания, весьма поверхностно и примитивно трактуются, однако следует отметить, что в той или иной степени это характерно для всех подростков.
Любопытно, что преступления в подростковом возрасте совершаются не столько благодаря определенным нравственным представлениям, сколько вопреки им Это наталкивает на мысль, что психологические механизмы асоциального поведения несовершеннолетних нужно искать не только в сфере нравственного сознания, необходимо изучить особенности эмоционально-волевой сферы, самосознания, способы реализации такой важной потребности подросткового возраста, как потребность самоутверждения. Прежде всего, следует отметить, что ведущую роль в противоправном поведении подростков играют тесно связанные с потребностью самоутверждения престижные мотивы.
Сравнительное исследование самооценок и ожидаемых от учителей, одноклассников и друзей оценок у подростков-правонарушителей (основная группа) и благополучных школьников (контрольная группа) показала, что правонарушители испытывают в школе «престижное» неблагополучие, которое компенсируется в неформальных группах, дворовых компаниях.
Если ожидаемые правонарушителями оценки учителей и одноклассников ниже, чем самооценка, то ожидаемые оценки в неформальной группе превосходят самооценку, компенсируя «престижную» неудовлетворенность в классе. Однако, как известно, самоутверждение в неформальных группах осуществляется вне социально значимой деятельности и происходит, прежде всего, в формах асоциального поведения, что как бы катализирует противоправные действия подростков.
Тем не менее, как ни велика роль престижных мотивов, мы не склонны объяснять причины асоциального поведения только неправильно реализуемой потребностью самоутверждения. Хорошо известно, что не каждый подросток, движимый мотивами престижа, способен совершать насильственные действия, поднять руку на другого человека. Иммунитет к жестокости, неприятие насилия нужно искать не столько в сфере нравственных знаний и убеждений, сколько в глубинах эмоциональной жизни, эмоциональных переживаний человека.
