Дата публикации: 04.12.2025

О необходимости изучения явления фрустрации у курсантов образовательных организаций ФСИН России

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы фрустрации, затрагивающие всех сотрудников уголовно-исполнительной системы, стремящихся к профессиональному росту. Этот феномен может вызвать регресс в развитии личности, сдерживая ее прогресс и снижая продуктивность в различных сферах деятельности, в том числе и в учебной, из чего следует необходимость анализа текущего состояния, переосмысления своих внутренних конфликтов и стремления к повышению эффективности учебной или профессиональной деятельности. Авторы акцентируют внимание на теоретическом анализе термина «фрустрация», изучении факторов, способствующих ее возникновению, а также разнообразии реакций, возникающих в результате этого состояния. В статье выделены специфические факторы, влияющие на фрустрацию сотрудника уголовно-исполнительной системы.




Современные ученые-пенитенциаристы считают, что одним из приоритетных направлений в деятельности пенитенциарных психологов становится профилактика негативных изменений в личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе прохождения службы. Это, несомненно, относится и к психолого-педагогическому сопровождению курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе учебной деятельности. Мы в ряду рассматриваемых учеными негативных изменений, таких как профессиональная деформация, профессиональное выгорание личного состава, возникающих под влиянием специфичных стрессогенных факторов, хотим выделить и более подробно рассмотреть явление фрустрации, которое нами было выявлено в ходе изучения личностных особенностей курсантов.

Фрустрации как сложные состояния неудовлетворенности оказывают сильное травмирующее действие на эмоционально-личностную сферу человека. Способность человека преодолевать фрустрации как субъективного, так и объективного характера является важнейшей составляющей структуры личности, личностного потенциала, эмоциональной устойчивости личности.

Исследованием фрустрации занимались многие учёные: Н.Д. Левитов, С. Розенцвейг, Л. Фестингер, К. Роджерс, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Н.В. Тарабрина, В.С. Мерлин, А.И. Захаров, Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая, В.Н. Астапов и др. Согласно мнению В.Н. Мясищева, фрустрацию можно рассматривать как состояние, возникающее из-за сложного и неэффективного разрешения внутреннего конфликта личности с важными для неё аспектами реальности. Это приводит к болезненным ощущениям от неудач, неудовлетворённым потребностям, недостижению поставленных целей и утрате, которую невозможно восполнить.

Фрустрация может проявляться в разных формах: от легкого дискомфорта до глубокого уныния. Она может оказывать влияние на поведение и эмоциональное состояние человека, порождая агрессию, депрессию, тревогу или стресс. Важно находить конструктивные способы справляться с фрустрацией, чтобы не допустить её негативного влияния на психику и повседневную жизнь. Это могут быть техники релаксации, обсуждение проблем с близкими, консультирование с психологом или смена фокуса на достижение других целей.

Фрустрационный профиль личности имеет свою структуру (рис.).

Список литературы

1. Анкин А.Н. Соотношения прогностических способностей и нервно-психической устойчивости у студентов / А.Н. Анкин, О.С. Стадник // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2016. № 4. С. 102–111.
2. Антонян Ю.М. Отчуждение личности как причина преступности / Ю.М. Антонян // Общество и право. 2022. № 2 (80). С. 8–19.
3. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Санкт-Петербург : Питер, 1999. 336 с.
4. Василюк Ф.Е. Фрустрация / Ф.Е. Василюк // Психология состояний: хрестоматия / редактор А.О. Прохоров. Москва : Пер Сэ ; Санкт-Петербург : Речь, 2004. С. 432–436.
5. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи : диссертация кандидата социологических наук / Н.Г. Гончарова. Ростов-на-Дону, 2009. 165 с.
6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. Москва [и др.] : Питер, 2004. 700 с.
7. Кириллова Т.В. Культурологический аспект развития патриотизма курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний / Т.В. Кириллова, А.Д. Пашукова // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1 (01). С. 52–60.
8. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 118–129.
9. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний / Н.Д. Левитов // Юридическая психология : хрестоматия / автор-составитель В.В. Романов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2010. С. 134–140.
10. Пашукова А.Д. Педагогический алгоритм развития профессиональной компетентности сотрудников, работающих с осужденными – бывшими сотрудниками правоохранительных органов / А.Д. Пашукова // Российский девиантологический журнал. 2022. № 2 (3). С. 299–307. DOI:
11. Поздняков В.М. Особенности профессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы / В.М. Поздняков, М.А. Черкасова // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22–31.
12. Робер М. Психология индивида и группы / М.-А. Робер, Ф. Тильман ; перевод с французского Е.В. Машковой, Е.А. Соколова ; предисловие А.В. Толстых. Москва : Прогресс, 1988. 255 с.
13. Франкл В. Экзистенциальная фрустрация и коллективные неврозы / В. Франкл // Психология личности : хрестоматия / редакторы: Ю.Б. Гиппенрейтер [и др.]. Москва : АСТ : Астрель, 2009. С. 553–560.
14. Фрейд З. Основные принципы психоанализа : сборник работ / З. Фрейд. Москва : Рефл-бук, 1998. С. 59–132.
15. Эллис А. Когнитивный элемент депрессии, которым несправедливо пренебрегают / А. Эллис // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 1. C. 7–40.
16. Rosenzweig, S. The Rosenzweig Picture-Frustration (P-F) Study: Basic Manual / Saul Rosenzweig. St. Louis : Rana House, 1978. 60 p.

Остальные статьи