О необходимости изучения явления фрустрации у курсантов образовательных организаций ФСИН России
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы фрустрации, затрагивающие всех сотрудников уголовно-исполнительной системы, стремящихся к профессиональному росту. Этот феномен может вызвать регресс в развитии личности, сдерживая ее прогресс и снижая продуктивность в различных сферах деятельности, в том числе и в учебной, из чего следует необходимость анализа текущего состояния, переосмысления своих внутренних конфликтов и стремления к повышению эффективности учебной или профессиональной деятельности. Авторы акцентируют внимание на теоретическом анализе термина «фрустрация», изучении факторов, способствующих ее возникновению, а также разнообразии реакций, возникающих в результате этого состояния. В статье выделены специфические факторы, влияющие на фрустрацию сотрудника уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2025 |
Страницы | 13-16 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-4-13-16 |
Современные ученые-пенитенциаристы считают, что одним из приоритетных направлений в деятельности пенитенциарных психологов становится профилактика негативных изменений в личности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе прохождения службы. Это, несомненно, относится и к психолого-педагогическому сопровождению курсантов образовательных организаций ФСИН России в процессе учебной деятельности. Мы в ряду рассматриваемых учеными негативных изменений, таких как профессиональная деформация, профессиональное выгорание личного состава, возникающих под влиянием специфичных стрессогенных факторов, хотим выделить и более подробно рассмотреть явление фрустрации, которое нами было выявлено в ходе изучения личностных особенностей курсантов.
Фрустрации как сложные состояния неудовлетворенности оказывают сильное травмирующее действие на эмоционально-личностную сферу человека. Способность человека преодолевать фрустрации как субъективного, так и объективного характера является важнейшей составляющей структуры личности, личностного потенциала, эмоциональной устойчивости личности.
Исследованием фрустрации занимались многие учёные: Н.Д. Левитов, С. Розенцвейг, Л. Фестингер, К. Роджерс, В.Н. Мясищев, А.Р. Лурия, Н.В. Тарабрина, В.С. Мерлин, А.И. Захаров, Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая, В.Н. Астапов и др. Согласно мнению В.Н. Мясищева, фрустрацию можно рассматривать как состояние, возникающее из-за сложного и неэффективного разрешения внутреннего конфликта личности с важными для неё аспектами реальности. Это приводит к болезненным ощущениям от неудач, неудовлетворённым потребностям, недостижению поставленных целей и утрате, которую невозможно восполнить.
Фрустрация может проявляться в разных формах: от легкого дискомфорта до глубокого уныния. Она может оказывать влияние на поведение и эмоциональное состояние человека, порождая агрессию, депрессию, тревогу или стресс. Важно находить конструктивные способы справляться с фрустрацией, чтобы не допустить её негативного влияния на психику и повседневную жизнь. Это могут быть техники релаксации, обсуждение проблем с близкими, консультирование с психологом или смена фокуса на достижение других целей.
Фрустрационный профиль личности имеет свою структуру (рис.).