Дата публикации: 04.12.2025

Психологические механизмы генезиса образования неблагоприятных личностных факторов несовершеннолетних осужденных

Аннотация

В статье речь идет о психологических механизмах генезиса образования неблагоприятных личностных факторов несовершеннолетних осужденных в процессе становления личности, о выявлении особенностей динамики воздействия объективных неблагоприятных факторов на личность и образования в последней личностных неблагоприятных факторов.




Какие неблагоприятные факторы – объективные или личностные – играют ведущую роль в процессе становления личности несовершеннолетнего осужденного? Существуют некоторые разногласия между учеными, занимающимися психологической проблемой педагогически и социально запущенных детей и подростков. Одни отдают предпочтение объективным факторам, другие, не игнорируя роли объективных факторов, главное место уделяют субъективным, личностным факторам, хотя структуру поведения одновременно определяют и внутренние, и внешние факторы в своем эффективном сочетании и действии. Однако было бы интересно показать особенности генезиса образования неблагоприятных личностных факторов, выявить особенности динамики воздействия объективных неблагоприятных факторов на личность и образования в последней личностных неблагоприятных факторов.

Прежде всего, отметим, что личностные факторы, содействующие неправильному и преступному поведению несовершеннолетних, мы подвергли некоторой классификации и выделили три категории факторов.

Первая категория личностных неблагоприятных факторов – это результат длительного воздействия неблагоприятных обстоятельств жизни, воспитания и обучения. Эта категория факторов особой интерпретации не требует по той причине, что несовершеннолетний своим неправильным поведением отражает неправильное поведение окружающих его людей.

Ко второй категории относятся такие неблагоприятные личностные факторы, как: слабое здоровье, физические и психические недостатки (дефекты), больная нервная система, слабоволие и другие дефекты, идущие от нездоровых родителей (алкоголизм, венерические болезни, травмы физические и психические, полученные матерью в эмбриональном периоде ребенка и пр.) и пр. Названные стороны личности в известной мере способствуют сравнительно легкому попаданию детей под хорошее или дурное влияние других, исполнению их желания, послушанию, а иногда и полному повиновению. Таких детей старшие товарищи или подстрекатели толкают первыми приступить к совершению правонарушения, они всегда «впереди».

Третья группа неблагоприятных личностных факторов не является прямым следствием плохого воспитания или дурного влияния. Она со второй группой факторов также почти ничего общего не имеет. Эта группа факторов связана с возрастными негативными проявлениями (особенно в кризисных периодах психического развития): с бурным проявлением у личности энергии и желания как можно больше узнать об окружающем мире, с особенностями смены интересов в переходном возрасте, со стремлением к самоутверждению и самостоятельности, с особенностями полового созревания и его влияния на характер подростка и пр. Эти личностные факторы, разумеется, непосредственно связаны с внешней средой подростка, однако они свойственны как детям с асоциальным поведением, так и нормальным детям. Поэтому эти стороны личности не следует ставить рядом с теми отрицательными личностными факторами, образование которых происходило под длительным и пагубным воздействием неблагоприятных обстоятельств воспитания и обучения. Третья категория факторов, в основном, может играть положительную роль, если процесс воспитания и обучения вести в правильном направлении. Только в таком случае они могут принимать положительную направленность и правильно ориентировать личность в окружающей социальной среде.

Список литературы

1. Вилкова А.В. Диагностика личностного роста несовершеннолетнего осужденного / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 4 / члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, А.В. Вилкова, С
2. Вилкова А.В. Пенитенциарная психология: понятие стресса и его фазы / А.В. Вилкова, Я.Н. Полякова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 1 / члены редакционной коллегии: В.Н. Григорьев, А.С. Дугенец, И.В. Дв
3. Вилкова А.В. Профилактика деструктивных проявлений в межличностном общении осужденных / А.В. Вилкова // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 3 / члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, А.В. Вилкова, С.И.

Остальные статьи