Судебные формы нивелирования недобросовестной конкуренции
Аннотация
В статье рассматриваются формы судебной защиты от недобросовестной конкуренции. Несмотря на достаточно обширную нормативно-правовую базу, направленную на регулирование конкурентных отношений, в России возникают случаи нарушения антимонопольного законодательства. Распространенными являются нарушения в области антимонопольного законодательства, связанные со злоупотреблением правом, а также с формированием недобросовестной конкуренции среди предпринимателей и юридических лиц.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конкурентное право № 04/2025 |
| Страницы | 17-20 |
| DOI | 10.18572/2225-8302-2025-4-17-20 |
В условиях современной развивающейся мировой экономики для того, чтобы выделиться на фоне жесткой рыночной конкуренции, предприятиям необходимы инновационное мышление и нематериальные активы или права на интеллектуальную собственность, такие как передовые научные технологии и высококачественные товары и услуги. При этом крайне важно создать справедливую рыночную среду и предотвратить поведение, нарушающее конкуренцию, например, кражу результатов чужого труда, ноу-хау или нематериальных активов или прав на интеллектуальную собственность, а также подавление конкурентов и получение незаконных преимуществ путем обмана потребителей.
Как утверждает Е.М. Фeдорова, государство постепенно усиливает надзор и механизмы правового регулирования в отношении различных случаев недобросовестной конкуренции на экономическом рынке, с тем чтобы создать здоровую и справедливую конкурентную рыночную среду, предлагая различные средства правовой защиты для пострадавших участников рынка: судебные и несудебные. Однако система противодействия недобросовестной конкуренции сформировалась в России не так давно и имеет неоднозначную историю формирования.
Недобросовестная конкуренция, как явление сложившейся правовой действительности, прошла длительный путь исторического развития. Законодательная попытка сформировать нормативный массив, посвященный регламентации недобросовестной конкуренции в российском государстве, приходится на дореволюционный этап развития страны, однако разрабатываемые на тот момент проекты не были соответствующим образом реализованы и не могли удовлетворить даже самые незначительные запросы. Начиная с 1920-х годов рассматриваемый вопрос приобрел спорный характер в связи с действиями советского правительства по переходу к экономике командно-планового характера и перестройкой политической идеологии в целом.
Реализация новой экономической политики (НЭП), которая началась в 20-х годах ХХ в., была завершена к концу 1931 г. В начале ХХ в. на законодательном уровне ведение частной торговли было упразднено, вследствие чего правовое регулирование недобросовестной конкуренции в стране практически не обеспечивалось и выражалось только в международном аспекте. Вплоть до 1990-х годов конкуренция не получала поддержку со стороны государства. Постановление Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» акцентировало внимание на необходимости пресечения монополизма в рыночных отношениях и недопустимости недобросовестной конкуренции.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» систематизировал положения, связанные с недобросовестной конкуренцией. Закон содержал главу, посвященную конкурентным правоотношениям, а также расширял перечень форм, в которых может проявляться недобросовестная конкуренция. Устанавливались полномочия органов, осуществляющих антимонопольную деятельность, в целях обеспечения поддержки законной конкуренции на государственном уровне.
