Об оценке действий хозяйствующих субъектов — владельцев цифровых платформ в качестве монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции, связанные с развитием электронной торговли, которая, с одной стороны, способствует развитию предпринимательства и упрощает для потребителей доступ к необходимым товарам, с другой стороны, приводит к созданию антиконкурентных практик, совершаемых хозяйствующими субъектами — владельцами цифровых платформ (агрегаторами и маркетплейсами). Автор указывает на последние изменения в законодательстве, которые призваны обеспечить правомерность функционирования цифровых платформ, прежде всего маркетплейсов, и приводит результаты анализа подходов, сложившихся в практике антимонопольного органа в рамках пресечения злоупотреблений доминирующим положением, картелей и недобросовестной конкуренции. Сделан вывод о том, что в условиях развития электронной торговли, вытесняющей классический ритейл, ключевым является всесторонний подход к оценке антиконкурентного поведения, поскольку в одном случае нарушителем может являться хозяйствующий субъект — владелец цифровой платформы, в другом случае цифровая платформа становится площадкой для совершения нарушений со стороны продавцов, реализующих свои товары на цифровых платформах (маркетплейсах).
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конкурентное право № 04/2025 |
| Страницы | 13-16 |
| DOI | 10.18572/2225-8302-2025-4-13-16 |
Адаптация антимонопольного регулирования к нуждам цифровой экономики является фундаментальным вопросом выживаемости экономики России в новом технологическом укладе. Если существующие средства контроля монополизации и пресечения антиконкурентных практик учитывают особенности классической индустриальной экономики — нефти, угля и стали, то работа по противодействию монополизации в цифровой экономике только начинается.
Можно заметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при определении организационных и правовых основ защиты конкуренции в Российской Федерации, с одной стороны, монополистическая деятельность отделена от недобросовестной конкуренции, с другой стороны, данный закон признает необходимость борьбы с обоими видами нарушений для обеспечения защиты конкуренции.
Применительно к монополистической деятельности в научной литературе обосновывают состоятельность антимонопольных ограничений для коллективных (запрет на антиконкурентные соглашения) и индивидуальных действий (запрет на злоупотребление доминирующим положением). Также целесообразной, на наш взгляд, является разделение антимонопольных запретов и ограничений на абсолютные, то есть не требующие установления отрицательных последствий, и относительные, применение которых невозможно без анализа их разумности.
Кроме того, в литературе по конкурентному праву справедливо отмечается, что особенность запрета монополистической деятельности заключается в наличии у одного участника регулируемых отношений или ряда участников, действующих согласованно, определенной степени экономической власти, которая может быть использована для устранения конкурентов. Наряду с этим, с точки зрения целей различия между запретами монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, первый направлен на сохранение конкуренции в целом, в то время как второй запрет служит целям защиты общества от нечестных методов ведения конкурентной борьбы.
При разграничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции важно учитывать позицию Верховного Суда РФ о том, что в силу запрета недобросовестной конкуренции хозяйствующие субъекты независимо от их положения на рынке при осуществлении экономической деятельности обязаны воздерживаться от поведения, противоречащего требованиям законодательства и (или) сложившимся в гражданском обороте представлениям о добропорядочном, разумном и справедливом поведении с учетом положений ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, п. 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, п. 7 и 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции.
