Дата публикации: 04.12.2025

Категории «цифровая платформа» и «цифровой товарный рынок» для целей конкурентного права

Аннотация

Принятие «пятого антимонопольного пакета» и далее Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»** (далее — Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: Что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? Должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? Что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытается высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.




Оказывая глубинное влияние на отраслевые товарные рынки, цифровизация влияет и на конкурентные отношения на этих рынках. Изменение подходов к границам товарных рынков, влияние цифровых платформ на конкурентные отношения, формирование цифровых товарных рынков и ряд других новелл приводят к тому, что конкурентное право на современном этапе значительно трансформируется и в результате трансформации будет значительно отличаться от того, каким оно было многие годы.

Важнейшие изменения произошли с принятием «пятого антимонопольного пакета», который ввел в Закон о защите конкуренции новые дефиниции — сетевой эффект, цифровая платформа, владелец цифровой платформы. Появление общих дефиниций «цифровая платформа», «владелец цифровой платформы» в Законе о платформенной экономике практически полностью сформировало новый понятий аппарат.

Все основные доктринальные подходы к цифровым платформам, на наш взгляд, можно разделить на следующие:

1. Цифровая платформа приравнивается к понятию «товарный рынок». Помимо ряда научных исследований, такой подход закреплен и в законодательстве отдельных зарубежных стран, к примеру в законодательстве Германии. Схожая позиция прослеживается в Законе Японии от 27 мая 2020 г. о повышении прозрачности и справедливости работы цифровых платформ, в котором речь идет о предоставлении цифровыми платформами многосторонних рынков для связи поставщиков с потребителями.

2. Цифровая платформа не смешивается с понятием товарного рынка, а рассматривается как специальная бизнес-модель предпринимательской организации. Как пишет А.И. Коваленко, «цифровая платформа — это бизнес-модель предпринимательской организации, осуществляющей дизайн рынков. Цифровая платформа — это бизнес по созданию рынков. Она устанавливает правила, набирает участников сторон, привлекает спрос и предложение, запускает петли положительной обратной связи, приглашает разработчиков дополнений, обеспечивает взаимодействие сторон и т.д. Находясь между платежеспособным потребителем и производственным предприятием, цифровая платформа организует встречу и взаимодействие продавца и покупателя».

Список литературы

1. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции / Н.Ф. Галимханова, А.П. Тенишев, М.А. Хамуков, Е.В. Семенова ; под научной редакцией А.Ю. Цериковского, А.Ю. Иванова и Е.А
2. Доценко А.В. Антимонопольное регулирование, цифровые платформы и инновации: дело Google и выработка подходов к защите конкуренции в цифровой среде / А.В. Доценко, А.Ю. Иванов // Закон. 2016. № 2. С. 31–45.
3. Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий : диссертация доктора юридических наук / А.А. Карцхия. Москва, 2019. 394 с.
4. Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 3. С. 64–90.
5. Маркова О.А. Определение границ релевантных рынков с платформами в целях антимонопольного регулирования : диссертация кандидата экономических наук / О.А. Маркова. Москва, 2023. 127 с.
6. Маслов А.О. Антимонопольные требования к функционированию цифровых платформ : правовой аспект : диссертация кандидата юридических наук / А.О. Маслов. Москва, 2022. 196 с.
7. Петров Д.А. Конкуренция и конкурентная политика в условиях цифровизации экономики / Д.А. Петров // Право и цифровая экономика. 2022. № 1. С. 5–13.
8. Шаститко А.Е. Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области / А.Е. Шаститко, Е.Н. Паршина // Современная конкуренция. 2016. Т. 10. № 1(55). С. 5–18.

Остальные статьи