Категории «цифровая платформа» и «цифровой товарный рынок» для целей конкурентного права
Аннотация
Принятие «пятого антимонопольного пакета» и далее Федерального закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации»** (далее — Закон о платформенной экономике), в которых дается определение цифровой платформы, привело к кардинальному изменению правового регулирования конкурентных отношений. Обращаем внимание, что в качестве первой цели Закона о платформенной экономике названо развитие предпринимательства и конкуренции. С формированием платформенной экономики правовая и экономическая наука столкнулась с необходимостью решения целого ряда сложнейших вопросов, в частности: Что есть цифровая платформа для целей конкурентного права? Должны ли меняться законодательные подходы к определению продуктовых и географических границ товарного рынка в платформенной экономике? Что есть цифровой товарный рынок? В настоящей статье мы попытается высказать свой авторский подход по вышеуказанным проблемам.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Конкурентное право № 04/2025 |
| Страницы | 6-12 |
| DOI | 10.18572/2225-8302-2025-4-6-12 |
Оказывая глубинное влияние на отраслевые товарные рынки, цифровизация влияет и на конкурентные отношения на этих рынках. Изменение подходов к границам товарных рынков, влияние цифровых платформ на конкурентные отношения, формирование цифровых товарных рынков и ряд других новелл приводят к тому, что конкурентное право на современном этапе значительно трансформируется и в результате трансформации будет значительно отличаться от того, каким оно было многие годы.
Важнейшие изменения произошли с принятием «пятого антимонопольного пакета», который ввел в Закон о защите конкуренции новые дефиниции — сетевой эффект, цифровая платформа, владелец цифровой платформы. Появление общих дефиниций «цифровая платформа», «владелец цифровой платформы» в Законе о платформенной экономике практически полностью сформировало новый понятий аппарат.
Все основные доктринальные подходы к цифровым платформам, на наш взгляд, можно разделить на следующие:
1. Цифровая платформа приравнивается к понятию «товарный рынок». Помимо ряда научных исследований, такой подход закреплен и в законодательстве отдельных зарубежных стран, к примеру в законодательстве Германии. Схожая позиция прослеживается в Законе Японии от 27 мая 2020 г. о повышении прозрачности и справедливости работы цифровых платформ, в котором речь идет о предоставлении цифровыми платформами многосторонних рынков для связи поставщиков с потребителями.
2. Цифровая платформа не смешивается с понятием товарного рынка, а рассматривается как специальная бизнес-модель предпринимательской организации. Как пишет А.И. Коваленко, «цифровая платформа — это бизнес-модель предпринимательской организации, осуществляющей дизайн рынков. Цифровая платформа — это бизнес по созданию рынков. Она устанавливает правила, набирает участников сторон, привлекает спрос и предложение, запускает петли положительной обратной связи, приглашает разработчиков дополнений, обеспечивает взаимодействие сторон и т.д. Находясь между платежеспособным потребителем и производственным предприятием, цифровая платформа организует встречу и взаимодействие продавца и покупателя».
