Проблемы разграничения правового режима использования побочных продуктов производства от режима утилизации отходов
Аннотация
В статье выявлено отсутствие разграничения между правовыми режимами отходов, требующими специальной переработки путем их утилизации, и побочными продуктами производства, которые могут сразу использоваться как сырье или продукция, что может воспрепятствовать возможности вовлечения таких веществ в хозяйственный оборот и построению экономики замкнутого цикла.
Ключевые слова
- правовой режим побочных продуктов производства
- отходы
- дополнительные источники сырья
- лицензирование
- государственная экологическая экспертиза
- производственный экологический контроль
- плата за негативное воздействие на окружающую среду
- санитарно-эпидемиологическое заключение
- стандартизация
- государственный экологический контроль (надзор)
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2025 |
Страницы | 25-30 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-5-25-30 |
Ситуация с количеством образуемых отходов производства и потребления (далее — отходы) в России с годами лишь обостряется. По данным Федеральной службы государственной статистики, в России наблюдается устойчивый рост количества отходов. Так, в 2016 г. образовалось 5,4 млрд т отходов, а в 2024 г. — уже 8,5 млрд т отходов.
Отмечается, что «отрасль утилизации отходов — основа экономики замкнутого цикла». При этом в процентном соотношении количество утилизируемых и (или) обезвреженных отходов за указанный период снизилось с 60% до 36% от всех образовавшихся отходов, в связи с чем использование инструмента утилизации отходов показывает недостаточную эффективность для принципиального увеличения доли вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Это показывает в том числе отсутствие правовых средств, побуждающих к использованию отходов и образующихся при производстве основной продукции веществ и предметов в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация). М.В. Пономарев под утилизацией отходов полагает «переход в стадию нового товара или продукции в результате вторичного использования компонентов».
Использование по прямому назначению, возврат в производственный цикл, повторное применение также относимы к определению побочных продуктов производства, поскольку с учетом того, как можно вывести легальное понятие побочных продуктов производства, это вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, пригодные в качестве сырья в производстве (возврат в производственный цикл, повторное применение) либо для потребления в качестве продукции (использование по прямому назначению).
Как справедливо отмечает Г.А. Мисник, в контексте расширенной ответственности производителей при самостоятельной утилизации отходов и переработке побочных продуктов производства оба режима характеризуются схожими условиями и порядком самостоятельного использования веществ, что свидетельствует о наличии между ними существенных общих признаков. Поэтому существуют предпосылки для сравнения данных видов деятельности в контексте вовлечения веществ, образовавшихся в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, но не являющихся их конечной целью (далее — вещества), в хозяйственный оборот.