Юбилей первого комплексного российского закона об охране природы
Аннотация
Подготовленный в рамках социально-экономического развития Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. об охране природы с участием общественности стал первым комплексным нормативным правовым актом стратегического характера. Сыграв конструктивную роль в формировании российской доктрины экологического права, обеспечении экологического правопорядка, он создал предпосылки системы современного полноценного экологического (природоохранного и природоресурсного) законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Экологическое право № 05/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1812-3775-2025-5-2-6 |
Интенсификация вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов, глубокие и разносторонние научные исследования, законопроектные работы, организационные мероприятия, массовые публикации, совещания, конференции, съезды, иные проявления активности заинтересованных граждан обусловили в конце 1950-х годов обсуждение и подготовку первого комплексного закона России об охране природы и законов об охране природы других союзных республик, составлявших Союз ССР, принятых в конце 1958–1963 гг.
Заметную роль в обосновании законопроекта об охране природы сыграл заведующий кафедрой земельного и колхозного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (далее — Кафедра), доктор юридических наук, профессор Николай Дмитриевич Казанцев. Как отмечает А.К. Голиченков, Н.Д. Казанцев вошел в историю Кафедры, Юридического факультета, МГУ в целом, в отечественную историю создания и преподавания природоохранительного права как основатель московской университетской научно-педагогической школы правовой охраны окружающей природной среды. Н.Д. Казанцевым была подготовлена и опубликована (как указывал сам автор, «в порядке обсуждения») первая статья по методике преподавания правовой охраны природы. В 1962–1963 гг. им, с его участием и под его руководством были подготовлены спецкурсы «Природоохранительное право», «Лесное право», «Водное право», «Горное право», «Международно-правовая охрана природы», первые учебные пособия по данным курсам. Именно эти работы положили начало интегрированному природоохранному законодательству, преподаванию этой, тогда совсем «экзотической» учебной дисциплины не только на юридическом факультете МГУ, но и впоследствии во всех юридических вузах страны.
Активно участвовали в разработке законопроекта старшие научные сотрудники сектора колхозного и земельного права ВИЮН (ВНИИСЗ, ИЗиСП). К наиболее ярким его представителям, оказавшим и оказывающим определяющее влияние на формирование и современное развитие экологического законодательства, как пишет Н.В. Кичигин, следует отнести доктора юридических наук Гертруду Николаевну Полянскую, которая разрабатывала теоретические проблемы экологического права, лесного законодательства. На расширенных заседаниях координационного совета, посвященных проблемам законодательства об охране природы, Г.Н. Полянская делала доклад «Закон об охране природы в СССР», где говорила, что нужны не основы, а закон об охране природы. В монографии «Право государственной собственности на леса» и других научных трудах она отстаивала приоритет государственной собственности на леса, формулировала понятие лесонарушения, в том числе хищений, повреждений, истребления леса, других природных объектов, исследовала проблемы возмещения причиненного экологического вреда. Заметный след в истории экологического законодательства оставил тогда кандидат юридических наук, а впоследствии заместитель директора Института государства и права, член-корреспондент РАН, заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации Олег Степанович Колбасов. В 1961–1965 гг. он работал в ВИЮН и совместно с Г.Н. Полянской организовывал в 1959 г. крупную Всесоюзную научно-практическую конференцию по проблемам правовой охраны природы с выпуском сборника докладов, выступлений, рекомендациями.
Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР» был принят Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. Он стал первым комплексным актом стратегического характера, просуществовавшим более сорока лет, сыгравшим конструктивную роль в обеспечении экологического правопорядка, формировании системы природоохранного и природоресурсного законодательств, превратившихся затем в полноценное экологическое право и законодательство, занявшее достойное место в законодательной системе России. Заложенные 65 лет назад ориентиры правотворчества, правоприменения — природоохранные идеологемы — составили с учетом нововведений костяк современной доктрины экологического права, продолжая быть стратегическими приоритетами, известными вехами устойчивого развития. В нем давался перечень объектов охраны природы на территории страны: земля; недра; воды (поверхностные, подземные и почвенная влага); леса и иная естественная лесная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах; типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты; курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны; животный мир (полезная дикая фауна); атмосферный воздух.
С высоты и расстояния современности заложенные Законом 1960 г., отличающиеся для того времени новизной основные реперные точки служили дальнейшему последующему развитию экологического законодательства и, кажущиеся в настоящее время, 65 лет спустя, само собой разумеющимися, сводились к ряду положений, ставших постулатами экологического права. Государственной охране и регулированию использования подлежали все природные богатства, как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые, т.е. сбережением должны охватываться не только объявленные особо охраняемыми природными территориями (как превалировало до этого), но и диалектическая совокупность всех природных ресурсов, в том числе не освоенных и даже не познанных человечеством.