Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
Аннотация
Судебная нагрузка по административным делам, процессуальные особенности административного правосудия, электронное взаимодействие правоприменителей, обеспечение доступа к информации о деятельности судов, изменения законодательства, регулирующего взыскание обязательных платежей и санкций, обосновывают необходимость совершенствования судопроизводства в условиях цифровизации и расширения внесудебного порядка взыскания задолженности. Основными направлениями модернизации производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции, являются перераспределение компетенции, возможность направления заявлений по подсудности в приказном производстве, введение беззаявительного перехода к исковому производству после отмены судебных приказов при отсутствии доказательств погашения задолженности, а также расширение способов использования современных информационно-коммуникационных технологий в административном судопроизводстве.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 10/2025 |
Страницы | 58-62 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2025-10-58-62 |
Исследование вопросов совершенствования производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкции является необходимым для повышения эффективности правоприменительной деятельности в сфере налогового и таможенного регулирования. В настоящее время меняется порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, перераспределяя нагрузку между судебными и внесудебными правоприменителями, осуществляющими административный процесс. Бесспорная доказанная эффективность приказного производства не ставит под сомнение необходимость исключения бесспорных требований из сферы судебного контроля как мнимых правовых конфликтов, в том числе путем исключения значительной части таких дел из сферы судебного правоприменения. В налоговых правоотношениях и связанном с ними внесудебном правоприменении достигнут высокий уровень автоматизации, комплексный подход к которым позволяет реализовывать потенциал цифровизации, такой опыт должен быть воспринят судебным правоприменительным процессом.
Комплексная модернизация судопроизводства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций — дальнейший шаг совершенствования механизма применения административно-понуждающих мер, должна включать в себя: расширение компетенции мировых судей; введение процессуального механизма беззаявительного перехода к исковому производству, предусмотренному гл. 32, 33 КАС РФ, после отмены судебного приказа в соответствии с положениями ст. 123.7 КАС РФ; передача заявлений о вынесении судебных приказов по подсудности и внедрение реестровой модели учета электронных дел о применении мер принуждения с изменением формата доступа к сведениям, подлежащим размещению на информационных ресурсах в соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов», ч. 5 ст. 11, ч. 4, 4.1 ст. 45, ч. 2.1 ст. 59, ч. 1 ст. 70, ч. 7, 8, 10 ст. 96, ч. 8 ст. 125, ч. 2 ст. 127, п. 1 ч. 3, ч. 7.1 ст. 136, ч. 4 ст. 169.1, ч. 1 ст. 182, ч. 1 ст. 201 КАС РФ.
Судопроизводство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций осуществляется в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (гл. 11.1, 32, 33 КАС РФ), который устанавливает принципы судопроизводства; последовательность и сроки выполнения процессуальных действий; приказной, упрощенный (письменный) и исковой порядок производства. В целях сокращения сроков принятия и исполнения решений, повышения эффективности судебного правоприменения необходимо в приказном производстве предусмотреть возможность направления по подсудности заявлений о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций для случаев обращения с нарушением правил территориальной подсудности, в исковом производстве — установить беззаявительный порядок перехода к упрощенному, при наличии оснований, или общему исковому порядку рассмотрения заявленных требований, когда отмена судебных приказов осуществляется в отсутствие доказательств погашения задолженности по обязательным платежам и санкциям. Для обеспечения исполнения судебных актов дополнительной гарантией соблюдения разумного срока могут стать процессуальные сроки обращения к исполнению судебных приказов. В сфере цифровизации правосудия невозможны дальнейшие шаги без формирования электронного дела как основы производства на всех стадиях правоприменения. К материалам электронных дел должны иметь доступ должностные лица и участники, к итоговым актам, подлежащим размещению в сети «Интернет», в деперсонифицированном виде все пользователи, а доступ к информации должен быть обеспечен инструментами поиска и анализа.
Используемые судами общей юрисдикции информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая ГАС Правосудие, Модуль АМИРС; систему автоматизированного протоколирования; комплекс видео-конференц-связи; официальные сайты судов, не позволяют осуществлять выборку и анализ судебной информации, поиск сведений затруднен ограниченным набором инструментов и критериями поиска, не ориентирован на различных пользователей и задачи. В настоящее время информация о судебных актах и находящихся в производстве делах ориентирована исключительно на участников производства, которым известны наименования сторон и номер дела. А ключевые средства информатизации судов и судебных участков, используемые при производстве по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, представленные информационными системами, обеспечивающими процессуальную деятельность, аккумулируют некоторые сведения о судебном деле, участниках и процессуальных событиях, а также тексты итоговых актов, что может быть положено в основу судебного электронного дела.