Дата публикации: 02.10.2025

Несоответствие некоторых составов административных правонарушений в области связи и информации требованиям принципа правовой определенности

Аннотация

Определяется содержание принципа правовой определенности, выраженное в требовании ясности, стабильности и предсказуемости правового положения личности. Проводится анализ на предмет соответствия данным требованиям принципа правовой определенности некоторых новых составов административных правонарушений в области связи и информации. Выявляются противоречия данных составов административных правонарушений принципу правовой определенности, предлагаются меры по их устранению. Делается вывод о том, что различные административно-правовые ограничения, лишения и обременения можно обосновать необходимостью обеспечения национальной безопасности, но при этом они всегда должны соответствовать принципу правовой определенности.




Согласно названию главы 13 КоАП РФ, в ее статьях закреплены составы административных правонарушений в области связи и информации, но фактически данная глава не включает в себя исчерпывающий перечень составов таких административных правонарушений.

В.А. Селезнев, рассматривая в качестве критерия классификации «информационных правонарушений» единый видовой объект, выделяет административные правонарушения против права на информацию, охраны информации от неправомерного доступа; против безопасности информационных ресурсов; против безопасности информационно-телекоммуникационных сетей.

В целом соглашаясь с данной классификацией, отметим, что достаточно объемный перечень составов административных правонарушений предусматривает в качестве видового объекта противоправного посягательства «право на информацию», как раз часть составов таких административных правонарушений содержится в других главах КоАП РФ (например, ст. 20.29 КоАП РФ — производство и распространение экстремистских материалов и некоторые другие). При этом само «право на информацию» хотя и является относительно (в большей своей части) нормативно определенным, все-таки оставляет простор для дискуссии по поводу своего содержания, а также перечня конструктивных элементов составов тех административных правонарушений, которые на него посягают.

В рамках настоящей статьи обращается внимание только на те составы административных правонарушений, конструктивные признаки которых описаны в нормах главы 13 КоАП РФ или на признаки которых отсылают бланкетные диспозиции данных административно-деликтных норм.

Анализ некоторых составов административных правонарушений, расположенных в главе 13 КоАП РФ, выявляет, что не все из них соответствуют принципу правовой определенности, лежащему в основе публично-правовых видов ответственности, в том числе и административной, а как указывает в своих постановлениях Конституционный Суд РФ, «неопределенность содержания правовой нормы, не будучи в состоянии обеспечить ее единообразное понимание, а значит, и применение, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод».

Список литературы

1. Бершицкий Э.Е. Правовая определенность и оценочные категории : краткий очерк на примере составов правонарушений в различных отраслях права / Э.Е. Бершицкий. Москва : М-Логос, 2021. 150 с.
2. Власенко Н.А. Разумность и определенность в правовом регулировании : монография / Н.А. Власенко. Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2019. С. 72–73.
3. Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере : монография / Н.С. Волкова, А.А. Ефремов, С.М. Зырянов [и др.] ; ответственный редактор Л.К. Терещенко. Москва : Инфотропик Медиа, 2024. 352 с.
4. Куликова С.А. Конституционный запрет цензуры в решениях Конституционного Суда РФ / С.А. Куликова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. № 3. С. 330–337.
5. Ображиев К.В. Действие уголовно-правовых норм во времени: проблемы теории и практики / К.В. Ображиев // Уголовное право. 2016. № 2. С. 59–66.

Остальные статьи