Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных служащих: соблюдение антикоррупционного запрета и получение дохода
Аннотация
В статье исследуется установленная законодательством Российской Федерации возможность государственных и муниципальных служащих осуществлять деятельность по получению дохода от использования недвижимого имущества, находящегося в их собственности. На основе правовых позиций судов, разъяснительных писем федеральных органов исполнительной власти делается вывод о том, что действия служащих по сдаче внаем (в аренду) недвижимого имущества при определенных обстоятельствах не могут быть признаны предпринимательской деятельностью и не нарушают антикоррупционные стандарты. Однако такого рода экономическая деятельность публичных должностных лиц не должна умалять их особый правовой статус и предназначение — служение обществу и государству.
Ключевые слова
| Тип | Статья |
| Издание | Административное право и процесс № 10/2025 |
| Страницы | 41-44 |
| DOI | 10.18572/2071-1166-2025-10-41-44 |
Выбор профессии государственного или муниципального служащего обусловлен приобретаемым особым правовым статусом, стремлением участвовать в выработке или реализации государственной политики, стабильности и надежности рабочего места, возможностью постоянного профессионального развития и самореализации, карьерного роста на основании заслуг и достоинств.
Особый правовой статус государственного и муниципального служащего предполагает не только материальные и социальные гарантии, властные полномочия, но и специальные правовые долженствования, ограничивающие права указанных лиц. Имеется в виду запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
Вместе с тем отнюдь не противоречит назначению публичной службы как идеи работать на благо общества и государства получение дополнительных доходов публичными служащими от иных источников, нежели чем денежного содержания. По общему правилу это не запрещено ни служебным, ни антикоррупционным законодательством.
Однако обогащение государственных и муниципальных служащих не должно идти вразрез как со статусом таких лиц, установленными запретами и ограничениями, так и с профессиональными ценностями публичной службы, предусматривающими определенный образ, имидж служителя государства.
В научных публикациях подчеркивается, что государственный служащий в сознании общества — это не обычный менеджер или работник, чьи намерения подчинены замыслу получения доходов, он должен быть мотивирован на осуществление мероприятий, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей граждан за счет повышения эффективности системы государственного и муниципального управления.
