Автономия как принцип статуса высших учебных заведений
Аннотация
Цель. Принцип автономии высших учебных заведений известен юридической науке и правовому регулированию, однако его содержание и смысл до сих пор остаются неопределенными. Целью данной статьи является выявление содержательных характеристик и гарантий принципа автономии высших учебных заведений. Методология: всеобщие методы (диалектический и метафизический), общенаучные методы (дедукция, индукция, анализ, синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и проч.). Выводы. Во-первых, автономия является важнейшим принципом правового статуса высших учебных заведений и характеризует их взаимоотношения с государством. Во-вторых, автономия является элементом реализации конституционного права на образование (ст. 43 Конституции РФ). В-третьих, принцип автономии высших учебных заведений обеспечивается системой административно-правовых, научно-образовательных и финансовых гарантий. Научная и практическая значимость. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение принципа автономии высших учебных заведений, выявлены гарантии названного принципа (научная значимость). Практическая значимость заключается в том, что предложенные подходы и выводы, связанные с нормативным содержанием принципа автономии, могут найти отражение в образовательном законодательстве Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2025 |
Страницы | 34-38 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2025-9-34-38 |
Эволюция высших учебных заведений в России неразрывно связана с принципом автономии. Данный принцип являлся краеугольным камнем взаимодействия государства и университетов в дореволюционной России, автономия рассматривалась как противовес государственному вмешательству в деятельность высших учебных заведений. Несмотря на то, что в период существования советского государства автономия была нивелирована, академическая корпорация не забывала о ней и пыталась поддерживать ее существование.
Примечательно, что принцип автономии высших учебных заведений нашел отражение в образовательном законодательстве современной России. Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), автономия образовательных организаций является важнейшим принципом государственной образовательной политики и неотъемлемым правом образовательной организации. Отметим, что в законодательстве автономия образовательной организации определяется как «самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Представляется, что данное определение вполне применимо к образовательным организациям высшего образования, т.е. к высшим учебным заведениям.
Впрочем, объем и содержание автономии, включенной в статус образовательной организации высшего образования, предопределяется ее задачами и функциями, направленными на обеспечение права граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ). А.Н. Козырин отмечает, что нормативные правовые акты образовательного законодательства должны принимать во внимание особенности правового статуса отдельных образовательных учреждений, наделенных автономией и пользующихся академическими свободами. Представляется целесообразным выявить особенные характеристики автономии образовательных организаций высшего образования (далее – высших учебных заведений).
Правоотношения, связанные с реализацией автономии, имеют уникальную правовую природу. А.А. Кирилловых определяет автономию высших учебных заведений как основополагающий принцип организации деятельности высшей школы, а также как метод закрепления компетенционных норм, позволяющих создать в высших учебных заведениях собственные внутренние ресурсы правового регулирования. В современной России взаимоотношения государства и высших учебных заведений из исключительно административно-правовой сферы перекочевали в межотраслевую сферу.
Круг вопросов, подлежащих автономным решениям высшего учебного заведения, определяется компетенцией образовательной организации. Перечень таких вопросов закреплен в ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. Данный перечень является обширным и неисчерпывающим. Важно разделить полномочия высших учебных заведений на несколько групп: полномочия в сфере локального нормотворчества и кадровой политики; полномочия, связанные с организацией образовательного процесса; полномочия, связанные с охраной здоровья обучающихся; полномочия, направленные на формирование и сохранение научно-технической базы. Однако наиболее важным аспектом реализации принципа автономии высших учебных заведений являются его гарантии: административно-правовые, научно-образовательные и финансовые.