Дата публикации: 25.09.2025

Автономия как принцип статуса высших учебных заведений

Аннотация

Цель. Принцип автономии высших учебных заведений известен юридической науке и правовому регулированию, однако его содержание и смысл до сих пор остаются неопределенными. Целью данной статьи является выявление содержательных характеристик и гарантий принципа автономии высших учебных заведений. Методология: всеобщие методы (диалектический и метафизический), общенаучные методы (дедукция, индукция, анализ, синтез), частнонаучные методы (формально-юридический и проч.). Выводы. Во-первых, автономия является важнейшим принципом правового статуса высших учебных заведений и характеризует их взаимоотношения с государством. Во-вторых, автономия является элементом реализации конституционного права на образование (ст. 43 Конституции РФ). В-третьих, принцип автономии высших учебных заведений обеспечивается системой административно-правовых, научно-образовательных и финансовых гарантий. Научная и практическая значимость. В результате проведенного исследования сформулировано авторское определение принципа автономии высших учебных заведений, выявлены гарантии названного принципа (научная значимость). Практическая значимость заключается в том, что предложенные подходы и выводы, связанные с нормативным содержанием принципа автономии, могут найти отражение в образовательном законодательстве Российской Федерации.




Эволюция высших учебных заведений в России неразрывно связана с принципом автономии. Данный принцип являлся краеугольным камнем взаимодействия государства и университетов в дореволюционной России, автономия рассматривалась как противовес государственному вмешательству в деятельность высших учебных заведений. Несмотря на то, что в период существования советского государства автономия была нивелирована, академическая корпорация не забывала о ней и пыталась поддерживать ее существование.

Примечательно, что принцип автономии высших учебных заведений нашел отражение в образовательном законодательстве современной России. Как следует из п. 9 ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), автономия образовательных организаций является важнейшим принципом государственной образовательной политики и неотъемлемым правом образовательной организации. Отметим, что в законодательстве автономия образовательной организации определяется как «самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов». Представляется, что данное определение вполне применимо к образовательным организациям высшего образования, т.е. к высшим учебным заведениям.

Впрочем, объем и содержание автономии, включенной в статус образовательной организации высшего образования, предопределяется ее задачами и функциями, направленными на обеспечение права граждан на образование (ст. 43 Конституции РФ). А.Н. Козырин отмечает, что нормативные правовые акты образовательного законодательства должны принимать во внимание особенности правового статуса отдельных образовательных учреждений, наделенных автономией и пользующихся академическими свободами. Представляется целесообразным выявить особенные характеристики автономии образовательных организаций высшего образования (далее – высших учебных заведений).

Правоотношения, связанные с реализацией автономии, имеют уникальную правовую природу. А.А. Кирилловых определяет автономию высших учебных заведений как основополагающий принцип организации деятельности высшей школы, а также как метод закрепления компетенционных норм, позволяющих создать в высших учебных заведениях собственные внутренние ресурсы правового регулирования. В современной России взаимоотношения государства и высших учебных заведений из исключительно административно-правовой сферы перекочевали в межотраслевую сферу.

Круг вопросов, подлежащих автономным решениям высшего учебного заведения, определяется компетенцией образовательной организации. Перечень таких вопросов закреплен в ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. Данный перечень является обширным и неисчерпывающим. Важно разделить полномочия высших учебных заведений на несколько групп: полномочия в сфере локального нормотворчества и кадровой политики; полномочия, связанные с организацией образовательного процесса; полномочия, связанные с охраной здоровья обучающихся; полномочия, направленные на формирование и сохранение научно-технической базы. Однако наиболее важным аспектом реализации принципа автономии высших учебных заведений являются его гарантии: административно-правовые, научно-образовательные и финансовые.

Список литературы

1. Абанкина И.В. Государственная политика финансирования сектора высшего образования в условиях бюджетных ограничений / И.В. Абанкина, В.А. Винарик, Л.М. Филатова // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 3 (31). С. 111–143.
2. Бирюков С.В. Проблемы правового регулирования выборов ректора высшего учебного заведения в Российской Федерации / С.В. Бирюков // Журнал российского права. 2020. № 6. С. 95–105.
3. Богданова Н.А. Музей Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова как учебно-воспитательный и культурный центр / Н.А. Богданова, Д.Д. Коновалов // Юридическое образование и наука. 2025. № 1. С. 14–17.
4. Голиченков А.К. Концепция развития юридического образования в современной России: возможный подход к формированию / А.К. Голиченков, А.А. Бережнов // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2022. № 5. С. 3–15.
5. Кирилловых А.А. Высшее учебное заведение как субъект административного права : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Кирилловых. Киров, 2013. 251 с.
6. Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права / А.Н. Козырин // Закон. 2007. № 4. С. 17–28.
7. Коновалов Д.Д. Развитие идеи прав человека в России. Размышления и постановка проблем / Д.Д. Коновалов. Москва : Проспект, 2022. 72 с.
8. Маркина Е.В. Проблемы обеспечения финансовой самостоятельности высших учебных заведений в Российской Федерации / Е.В. Маркина // Финансы и кредит. 2006. № 25 (229). С. 15–19.
9. Садовничий B.А. Университет XXI века. Размышления об университетском образовании / B.А. Садовничий // Экономика и управление. 2006. № 2. С. 16–22.
10. Скоблева Э.И. Финансирование системы высшего образования в России на современном этапе / Э.И. Скоблева // Проблемы современной экономики. 2017. № 4 (64). С. 200–203.
11. Томсинов В.А. Роль Университета в жизни общества / В.А. Томсинов // Этнос и право. 2016. № 1. С. 4–8.
12. Философия права. Очерки / Е.А. Фролова, Л.Э. Авджян, К.А. Батырев [и др.]. Москва : Проспект, 2025. 288 с.
13. Шевелева Н.А. Бюджетно-правовой статус российских государственных университетов: пределы самостоятельности в распоряжении денежными средствами / Н.А. Шевелева // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 72–87.
14. Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования / Е.С. Шугрина // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 8. С. 1041–1049.

Остальные статьи