Дата публикации: 25.09.2025

Потенциал образовательных платформ сетевого взаимодействия при очном и дистанционном обучении по юридическим дисциплинам в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации

Аннотация

Статья посвящена возможностям использования образовательных платформ сетевого взаимодействия в процессе очного и дистанционного обучения. Целью работы являлась демонстрация потенциала систем дистанционного обучения в рамках организации образовательного процесса онлайн и офлайн. Исследование проведено на примере преподавания юридических дисциплин государственно-правового характера в образовательной организации Федеральной службы исполнения наказаний — Вологодском институте права и экономики. При этом охарактеризованы возможности использования такой системы дистанционного обучения, используемой в указанном вузе, как «Русский Moodle». Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в обобщении практического опыта использования отмеченной системы дистанционного обучения в условиях ведомственной образовательной организации. В рамках статьи показано, каким практическим образом различные элементы, инструменты и сервисы СДО «Русский Moodle» могут быть использованы при организации и проведении лекционных, семинарских, практических занятий, в ходе экзаменов и зачетов, иных контрольно-проверочных мероприятий, для модерирования самостоятельной работы обучающихся. В результате проведенной работы автор делает вывод о том, что встроенная в 2020 г. в электронную информационно-образовательную среду ВИПЭ ФСИН России СДО «Русский Moodle» стала организационной базой всего дистанционного обучения в вузе в период пандемии. Однако потенциал инструментов обеспечили ей широкое использование и после эпидемии, в условиях офлайн-обучения. Это, в том числе, связано и со спецификой ведомственного вуза, обучаясь в котором, курсантам приходится совмещать учебу и обязанности по службе. В этой ситуации помогает СДО «Русский Moodle», в рамках которого содержится весь необходимый для устранения образовательных пробелов контент, происходит управление преподавателем учебной деятельностью обучающегося и поддерживается общение между педагогом и курсантами.




Образовательные платформы сетевого взаимодействия представляют собой комплексные информационно-коммуникационные системы, направленные на эффективную организацию и проведение процесса обучения. Как правило, любая подобная платформа имеет две составные части: образовательный контент и инструменты, обеспечивающие взаимодействие между обучающимися и преподавателями. Они направлены на проведение процесса обучения как онлайн, так и офлайн, в синхронном и асинхронном взаимодействии. На рынке образовательных услуг в настоящее время присутствует множество обучающих систем взаимодействия, в том числе можно назвать «Сферум», «Юрайт», Moodle, Sakai, LMS Канвас+ и др. Подобного рода платформы стали популярны, как верно отмечено, в силу того, что повсеместно стали распространены мобильные средства общения с устойчивым выходом в сеть «Интернет». Кроме того, их востребованность была вызвана пандемией COVID-19, в условиях которой в 2020–2021 гг. высшие и средние учебные заведения страны были вынуждены тотально прибегнуть к дистанционным технологиям обучения. Однако и после завершения эпидемии образовательные платформы не утратили своей актуальности, наоборот, продолжился процесс их адаптации к очному обучению, встраивание их инструментов и сервисов в образовательный процесс офлайн.

В вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) на данный момент используются следующие программы, являющиеся частью электронной информационно-образовательной среды каждого вуза и обеспечивающие дистанционное обучение: система «Магеллан» (в Академии ФСИН России, г. Рязань), «MOODLE» (в Университете ФСИН России, г. Санкт-Петербург, Воронежском, Кузбасском институтах), СДО «ПРОМЕТЕЙ» (в Самарском институте). В Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ВИПЭ ФСИН России) также имеется образовательная платформа сетевого взаимодействия – система дистанционного обучения «Русский Moodle» (далее – СДО «Русский Moodle»). Она действует с 2020 г. В рамках данной статьи представлена попытка обобщить опыт работы с данным программным продуктом, обозначить его возможности не только при онлайн-обучении, но и охарактеризовать потенциал системы «Русский Moodle» в очном режиме образовательного процесса.

MOODLE входит в число наиболее популярных систем управления учебной деятельностью (LMS, Learning Management System), разработана под эгидой ЮНЕСКО, распространяется бесплатно как проект Open Source. Она предназначена для создания образовательного контента, его управления и внедрения в учебный процесс с обеспечением совместного доступа. СДО 3KL «Русский Moodle» – это профессиональная версия базовой системы «MOODLE» в нашей стране. СДО «Русский Moodle» сегодня представляет среду электронного (дистанционного) обучения, которая позволяет разрабатывать и вести электронные курсы как в дистанционном режиме, так и в качестве поддержки очного обучения. По своим характеристикам является гибкой, с обширным инструментарием, удобным веб-интерфейсом, что удачно позволяет работать на мобильных устройствах.

Сегодня в ВИПЭ ФСИН России данная платформа дает возможность размещать в своей оболочке разработанный преподавателями учебный контент разного формата (тексты, видео, аудио, мультимедиафайлы и др.), обеспечивает общение между профессорско-преподавательским составом и учащимися. При этом для интенсификации и повышения эффективности управления учебными курсами, большей степени коммуникативности между субъектами учебного процесса в платформу можно интегрировать электронную почту, форум, чат, обмен сообщениями, сервис вебинаров.

Встроенная в 2020 г. в электронную информационно-образовательную среду ВИПЭ ФСИН России СДО «Русский Moodle» стала организационной базой всего дистанционного обучения в вузе в период распространения коронавирусной инфекции. В тот период она показала свою безусловную необходимость и важность. Однако потенциал инструментов СДО «Русский Moodle» обеспечили ей широкое использование и после эпидемии, в условиях офлайн-обучения. Это связано, прежде всего, со спецификой ведомственного вуза, обучаясь в котором, курсантам приходится совмещать учебу и служебные обязанности, вследствие чего обучающиеся по уважительным причинам нередко отсутствуют на учебных занятиях, но при этом должны восполнить эти пропуски. В этой ситуации и помогает СДО «Русский Moodle», в рамках которой содержится весь необходимый для устранения образовательных пробелов контент, происходит управление преподавателем учебной деятельностью учащегося и поддерживается общение между педагогом и курсантами. Кроме того, размещенные в СДО «Русский Moodle» и находящиеся всегда под рукой в круглосуточном доступе для курсантов учебно-методические материалы используются прямо на лекционных, семинарских и практических занятиях, значительно облегчая преподавателям их организацию и проведение.

Список литературы

1. Батова О.С. Особенности применения информационных технологий в образовательном процессе в период пандемии / О.С. Батова // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции с меж
2. Брезгунова И. LMS Moodle в сетецентрическом обучении / И. Брезгунова, С. Максимов // Наука и инновации. 2013. № 128. С. 50–52.
3. Брызгалова И.В. Влияние дистанционного обучения на развитие познавательной активности курсантов вузов ФСИН России / И.В. Брызгалова // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики : материалы XXI Всероссийской научно-практическ
4. Куликова Н.Ю. Образовательная онлайн-платформа как фактор изучения интерактивных технологий обучения в условиях сетевого взаимодействия / Н.Ю. Куликова // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 29.

Остальные статьи