Дата публикации: 25.09.2025

Взаимодействие законодательства о недвижимом имуществе и об интеллектуальной собственности: на примере наименований места происхождения товаров и географических указаний

Аннотация

Правовые вопросы недвижимости обнаруживаются во многих отраслях права и отраслях законодательства, в том числе и в законодательстве об интеллектуальной собственности. Так, понятие «географический объект» взаимодействует через входящие в него категории, в частности «порты», инфраструктура которых может быть объектами недвижимости и объектами средств индивидуализации. Наименование недвижимого имущества, в границах которого производится товар, может представлять собой наименование места происхождения товаров или географическое указание. В статье анализируются понятия «географический объект», «наименование места происхождения товаров» и «географическое указание», выделяются признаки этих средств индивидуализации, их отличие от товарных знаков, а также отличия между собой. Отмечается большое значение правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний для развития бизнеса региональных производителей, защиты прав и интересов потребителей, экономического и культурного развития государства в целом. Рассматриваются основания для возникновения правовой охраны региональных брендов, раскрываются существо их правовой охраны, порядок приобретения исключительных прав на них, содержание и срок действия исключительных прав. Автором подняты также вопросы о правовой охране на территории России наименований мест происхождения товаров и географических указаний географических объектов, расположенных на территории иностранных государств.




Правовые вопросы недвижимости обнаруживаются во многих отраслях права и отраслях законодательства, в том числе и в законодательстве об интеллектуальной собственности. Так, междисциплинарное понятие «географический объект» взаимодействует через входящие в него категории. Согласно ст. 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов», географический объект представляет собой существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские порты и речные порты, аэропорты.

Категория «административно-территориальные единицы» имеет непосредственную связь с конституционным и административным правом, а, к примеру, «порты», инфраструктура которых может быть объектами недвижимости», — с гражданским, земельным, морским правом. Так, если мы обратимся к ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то обнаружим, что территория морского порта включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях. Наименование недвижимого имущества, в границах которого производится товар с особыми свойствами или характеристикой, может представлять собой наименование места происхождения товаров или географическое указание.

В условиях жесткой конкуренции производителям товаров приходится нелегко. Для того чтобы выжить на рынке, а в идеале увеличить объемы и расширить границы реализации своей продукции, важно, чтобы продукция стала узнаваемой среди потребителей и полюбилась ими. В этих целях нередко производители регистрируют товарные знаки, которыми маркируют свою продукцию. Но в ГК РФ есть и другие очень полезные для экономической деятельности производителей товаров средства индивидуализации — это географические указания и наименования мест происхождения товаров. Если правовая охрана наименований мест происхождения товаров появилась в нашей стране в 1992 г. в связи с принятием Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения», то правовая охрана географических указаний появилась относительно недавно и связана с принятием 26 июля 2019 г. Федерального закона от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ, который вступил в силу с 27 июля 2020 г. (далее — Закон о географических указаниях).

Введение нового средства индивидуализации — географического указания обусловлено экономическими и культурными потребностями как производителей региональной продукции, ее потребителей, так и государства в целом.

Наименование мест происхождения товаров и географическое указание представляют собой средство индивидуализации товара, особые свойства или характеристики которого связаны с его географическим происхождением. Данные средства индивидуализации в отличие от товарных знаков призваны индивидуализировать не продукцию конкретного производителя и собственно опосредованно самого производителя товаров, а указывать на наличие особых свойств, характеристик товаров, обусловленных местом их производства (географическим объектом), к примеру скважинами, где добывается минеральная вода, почвой земельных участков, реками, озерами, в которых добывают рыбу. Не случайно наименования мест происхождения товаров и географические указания называют региональными брендами. Эти средства индивидуализации нередко индивидуализируют продукцию, которая является до ее отделения составной частью земельного участка, представляющего собой согласно классификации, предложенной профессором В.В. Долинской, физически недвижимую вещь, естественную по природе своего происхождения.

Список литературы

1. Долинская В.В. Гражданское право: объекты прав / В.В. Долинская, Е.А. Моргунова, О.М. Шевченко ; ответственные редакторы В.В. Долинская, В.В. Слесарев. Москва : Проспект, 2017. 128 с.
2. Моргунова Е.А. Исключительное право в гражданском обороте : учебное пособие / Е.А. Моргунова, Н.М. Фролова. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. 496 с.
3. Рузакова О.А. Географические указания как средство индивидуализации товаров: перспективы развития российского законодательства / О.А. Рузакова, А.И. Пирогова // Экономика. Право. Общество. 2018. № 4 (16). С. 6–11.

Остальные статьи