Отдельные вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества
Аннотация
Сложность современного понимания объектов недвижимости сложилась из-за отсутствия детализации данной дефиниции в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ), а закрепленные в ст. 130, 131 и главе 6.1 ГК РФ признаки не позволяют в должной степени определенно квалифицировать различные объекты в качестве движимых или недвижимых вещей. Указанное приводит к спорам, влияющим как на прозрачность кадастрового учета, так и регистрацию прав и гражданский оборот объектов в целом. Авторы приходят к выводу, что, помимо использования судебно-строительной экспертизы, при разрешении споров предполагается применение профессионального заключения кадастрового инженера при определении правового режима объекта в качестве недвижимости. Установлено, что необходимо расширять круг лиц, наделенных экспертной функцией, и привлекать кадастрового инженера в судебных спорах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Правовые вопросы недвижимости № 03/2025 |
Страницы | 27-29 |
Юридическое разграничение объектов гражданского оборота на движимые и недвижимые вещи имеет принципиальное значение, поскольку данные категории обладают различным правовым режимом, дифференцированным, в первую очередь, по специфике правового регулирования, а не по физическим свойствам самих объектов. Во вторую очередь, возникает практическая необходимость обеспечения правовой прозрачности сделок с такими вещами и укрепления стабильности гражданского оборота посредством государственной регистрации прав на недвижимость.
Напомним, что официальное законодательное толкование понятия недвижимого имущества не дано в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ), а реализуется лишь посредством перечисления недвижимых вещей (п. 1 ст. 130 ГК РФ) и противопоставления им остальных объектов как движимых вещей (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В этой связи современная юридическая наука демонстрирует разнообразие подходов к оценке необходимости уточнения либо модернизации дефиниции недвижимого имущества, предложенной еще в 2009 г. в рамках Концепции развития гражданского законодательства о недвижимости.
Вместе с тем указанная проблематика носит дискуссионный характер, что обусловлено, в частности, прямой зависимостью четкости правового толкования данного понятия от эффективности кадастрового учета и степени публичности имущественного оборота, обеспечиваемого посредством включения соответствующих сведений в ЕГРН, в силу требования обязательной государственной регистрации прав на недвижимость (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Наличие полной, достоверной и доступной правовой информации о статусе и принадлежности объектов к недвижимому имуществу представляет собой ключевую предпосылку для стабильного функционирования рынка недвижимости и в целом экономической системы, что, в свою очередь, актуализирует задачу совершенствования правового регулирования сделок с такими объектами.