Потребительское банкротство — 10 лет спустя: плюсы и минусы, ключевые итоги и тенденции
Аннотация
В статье анализируются статистические показатели применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) граждан за последние десять лет, а также показатели использования процедуры внесудебного банкротства. Институт потребительского банкротства определяется через категорию юридической последовательности как в широком, так и в узком понимании. Среди основных плюсов указаны доступность процедуры, восприятие идеи fresh start для добросовестного потребителя, разрешение проблемы закредитованности общества. В то же время авторы отмечают и основные минусы, выражающиеся в появлении «банкротства одного дня», проблеме «раздолжнителей», попытках исключения всего имущества из конкурсной массы и минимального количества дел, в которых произошло какое-либо погашение требований кредиторов должника, при относительно дорогостоящей процедуре судебного банкротства. Выявлены основные тенденции развития института потребительского банкротства. Решение обозначенных проблем авторы видят в установлении четкого и закрытого перечня недобросовестных действий несостоятельного должника, активном использовании права на внесение сведений о запрете заключать договоры потребительского кредита и займа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 10/2025 |
Страницы | 39-43 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2025-10-39-43 |
Институту несостоятельности (банкротства) физических лиц в 2025 г. исполняется ровно десять лет. Подведенные в 2020 г. промежуточные итоги действия института потребительского банкротства в 2025 г. уже едва ли являются актуальными, и необходимость определения нового вектора развития данного института назрела.
Некоторые правоведы считают, что институт банкротства граждан известен с момента принятия в современной России 8 января 1998 г. первого закона о несостоятельности (банкротстве).
Однако в действительности его история начиналась не в XX в., а намного ранее, а именно основные положения заложены еще в XI в. в Русской Правде. В данном сборнике правовых норм устанавливалось два вида банкротства граждан, такие как случайное и виновное, закреплялся принцип добросовестности должника для решения в последующем вопроса применяемых к нему ограничений («оже человек полгав куны оу людеи, а побежит в чюжоу землю, веры ему не яти, как и татю»). Интересным видится и подход о наличии приоритета по погашению денежных обязательств должником перед князем, т.е. бюджетом («княжи коуны переже взяти»).
Последующие источники права вводили также иные принципы, например в Псковской Судной Грамоте (1397–1467 гг.) закреплялся принцип пропорциональности для погашения требований кредиторов, в Судебнике Ивана III (1497 г.) раскрывался принцип о необходимости особого отношения ко взысканию процентов при случайной несостоятельности должника, поддержанный также в Судебнике Ивана IV (1550 г.).
Основными критериями для решения вопроса о наличии оснований для освобождения должника от долгов являлись такие черты характера, как честность, преданность семье и трезвость.